Общий уровень музыкальных способностей

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.2 (6 оценок)
Тип теста: 
диагностика способностей
Вид: 
индивидуальный
Автор: 
Суслова Н.В.
Класс: 
1
2

Данный пакет тестов предназначен для индивидуального прослушивания детей, поступающих в 1-й класс. Система тестовых заданий учитывает особенности 6-и летнего возраста и состоит преимущественно из заданий игрового характера. Это позволяет снять психологический зажим, установить непринужденные отношения между педагогом и ребенком.

В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный и гармонический слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса. Преподаватель, проводящий прослушивание оценивает каждое задание по пятибалльной шкале; баллы затем суммируются.

Тестовые задания

1. Исполнение песни

Ребенку предлагается спеть любую песню, которую он знает.

5 баллов – интонационно и ритмически точное исполнение без сопровождения
4 балла – исполнение без сопровождения с некоторыми неточностями
3 балла – ребенок не может исполнить песню самостоятельно, однако при поддержке с инструментом поет достаточно точно.
2 балла – ребенок исполняет песню при поддержке инструмента с большим количеством неточностей.
1 балл – отсутствие вокального звука, ребенок произносит песню нараспев, как мелодекламацию.

Задание позволяет определить особенности интонирования, ощущение тональности, дает представление об уровне общего музыкального развития.

2. Упражнение «Киска»

Ребенку предлагается «помяукать, как киска» в разных настроениях: спокойная, напуганная, разозлившаяся и т.п.

5 баллов – артистичное исполнение трех и более характеров, интонационно адекватная реализация заданных характеров.
4 балла – исполнение двух интонационно различных мотивов в заданных характерах.
3 балла – ребенок воспроизводит одно и то же нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на разной высоте.
2 балла – ребенок воспроизводит единственное нисходящее интонационное движение (секунда или терция) на одной и той же высоте.
1 балл – отсутствие интонационного выражения характера.

Упражнение позволяет выявить уровень творческого музыкального мышления, артистичность, динамические возможности голоса.

3. Упражнение с мячом

Для данного упражнения используется мягкая игрушка «музыкальный мяч». Педагог предлагает ребенку поиграть в музыкальный мяч. Игра состоит в том, что педагог и ребенок импровизируют  по очереди мелодические фразы. Тот, у кого в руках находится мяч поет любой мотив и затем передает мяч другому.

5 баллов – ребенок импровизирует интонационно развернутые оригинальные мелодии, сохраняя тональность и метроритмический стиль, заданный педагогом.
4 балла – ребенок импровизирует самостоятельные мелодии, в которых отсутствует четкая тональная и метроритмическая организация.
3 балла – ребенок полностью повторяет мотивы, исполненные педагогом.
2 балла – ребенок повторяет мотивы, исполненные педагогом в упрощенном виде.
1 балл – ребенок отвечает на вокальные реплики педагога односложными (1-2 звука) мотивами, либо, также возможны отсутствие вокального звука, мелодекламация.

Упражнение позволяет также определить особенности интонирования, ощущение тональности, метро-ритмическое чувство, дает представление о вокально-интонационном опыте, объеме музыкальной памяти.

4. Исполнение вокальной попевки

В данном задании ребенку предлагается спеть простую попевку на основе поступенного нисходящего движения с помощью аккомпанемента на фортепиано. С помощью транспонирования определяется вокальный диапазон и примарная зона. Данные фиксируются

5 баллов – чистое интонирование в диапазоне больше октавы.
4 балла – чистое интонирование в диапазоне октавы.
3 балла – чистое интонирование в диапазоне квинты.
2 балла – затрудненное интонирование в диапазоне квинты.
1 балл – интонирование в пределах 2-3 звуков.

5. Движение в характере

При выполнении этого тестового задания ребенку предлагается подвигаться под музыку. В зависимости от индивидуального опыта ребенка это может быть танцевальная импровизация, «свободное дирижирование», игра с куклами, другие виды движений. В случае двигательной зажатости, ребенка просят сказать словами, какие движения можно исполнить под звучащую музыку. На фортепиано исполняются контрастные по характеру 2-3 фрагмента (например, из «Детского альбома» П.И.Чайковского)

5 баллов – движение в такт, передающее настроение, характер музыки.
4 балла – движение, передающее настроение, характер музыки, однако выбивающееся из ритма.
3 балла – движение в такт, не передающее настроение, характер музыки.
2 балла – правильная словесная характеристика возможных движений.
1 балл – затруднения при определении характера движений словами.

Задание позволяет распознать чувство ритма, уровень эмоционально-образного восприятия музыки.

6. Сколько звуков?

В этом задании ребенку предлагается на слух определить количество звуков, одновременно исполняемых на фортепиано.

5 баллов – правильное определение 1, 2, 3  звуков в произвольном чередовании.
4 балла – правильное определение 1, 2, звуков в произвольном чередовании, 3 звуков при помощи учителя.
3 балла – правильное определение 1, 2, звуков в произвольном чередовании.
2 балла – правильное определение 1, 2, звуков при помощи учителя.
1 балл – затруднения при определении количества звуков.

 Задание позволяет выявить уровень развития гармонического слуха.

7. Ритмическое эхо

Ребенку предлагается повторить за учителем ритм – прохлопать определенный ритмический рисунок.

5 баллов – правильное повторение развернутого построения с разнообразным ритмическим рисунком.
4 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в неповторяющемся ритмическом рисунке.
3 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, пунктирного ритма в повторяющемся ритмическом рисунке.
2 балла – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей, восьмых, в неповторяющемся ритмическом рисунке.
1 балл – правильное повторение 2-4 тактов с использованием четвертей и восьмых в повторяющемся ритмическом рисунке.

Задание позволяет выявить уровень развития чувства ритма и ритмической памяти.

Материал по теме: 

Ритмическое ЭХО

Игра на развитие чувства ритма

для 1-5 кл.

Сколько звуков слышу я?

Игра на развитие гармонического слуха

для 1-3 кл.