Композиторский стиль П.И.Чайковского

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.2 (17 оценок)
Тип теста: 
слуховой
Вид: 
индивидуальный
Автор: 
Старобинский С.Л.
Класс: 
5
6
7

Основная тема творчества Чайковского — конфликтное столкновение сильного и страстного стремления человека к счастью с жестокой действительностью. Тонкий психологизм, глубокое постижение внутреннего мира человека, искренность художественного выражения самых сокровенных человеческих чувств являются той содержательной основой, которая определяет весь комплекс выразительных средств, который на слух безошибочно воспринимается как индивидуальный композиторский стиль Чайковского.

Одной из главнейших особенностей его музыки является ее редкой красоты мелодичность, тесно связанная с интонациями народной песни и городского романса и присущая как вокальным, так и инструментальным произведениям композитора.

Прежде всего, это связано с русскими народно-песенными истоками. Вместе с тем, Чайковский высоко ценил итальянское оперное искусство, итальянскую манеру пения bel canto, что не могло не найти отражения в его композиторском стиле, в том числе и в области фортепианного творчества.

Характерной чертой стиля Чайковского было смелое обращение к интонационному строю современного ему музыкального быта – городскому романсу, бытовым танцам и пр. Не преследуя цели стать реформатором, композитор с самых первых своих шагов был и остался в искусстве гениальным новатором. Используя по большей части традиционные формы и жанры, он находил, развивал, преобразовывал и творчески выявлял их доселе нераскрытые возможности. В фортепианном творчестве Чайковского имеет место тенденция, которую Асафьев определил как «преодоление инструментализма». Исследователь усматривал в этом связь творчества композитора с традициями русской музыкальной культуры, которая в самых глубоких своих основаниях является, по сути, вокальной.

Гармония Чайковского – это гармония композитора-романтика, во многом традиционная и в то же время своеобразная и узнаваемая по стилю и характеру высказывания. По сравнению со своими современниками — Листом, Вагнером — Чайковский значительно реже использует гармонические «броские» эффекты диссонансов, неразрешенных гармоний. Его гармония, в первую очередь, способствует напряженному тематическому развитию в широких мелодических построениях, драматизации лирической мелодики. (Это свойство становится очевидным, если исполнить какой-либо хорошо известный детям фрагмент музыки Чайковского с видоизмененным сопровождением, например, сведенным к гармонии в стиле венского классицизма.)

В музыке Чайковского гармония – важный фактор становления формы. Она выступает как средство экспонирования, развития, заключения. Общеизвестно, что каденции – своеобразные гармонические формулы, замыкающие все сочинение или его разделы; что введение новых гармонических образований и разнообразное гармоническое варьирование – действенные приемы развития; что гармония входит составной частью в тематизм, образует характерные тематические «зерна» и таким образом участвует в экспонировании музыкального образа. На подобные элементы композиторского стиля Чайковского важно обращать внимание детей каждый раз, когда на уроке идет разговор о музыке композитора.

У П.И.Чайковского гармония тесно связана с фактурой. Его фактура нередко трехпланова: основная мелодия, контрапункт к ней (побочная линия) и гомофонный или полифонизированный аккомпанемент. Это подчеркивается оркестровкой, для которой характерны противопоставления крупных тембровых планов при разделении чистых тембров, без их смешения. Отсюда и принцип драматургического «сбережения» тембров, постепенность динамических нарастаний и тембрового развития. Драматургически яркое вступление новых солирующих тембров и оркестровых групп соответствует новому разделу формы.

Своеобразно использует Чайковский горизонтальное противопоставление групп, иногда поручая целые темы и разделы одной группе. Примером тому может служить III часть (Скерцо) Четвертой симфонии: здесь струнные pizzicato, деревянные, а затем и медные инструменты на протяжении всей части нигде не смешиваются. В подобных случаях в каждой группе представлены все оркестровые функции.

Другая характерная черта — принцип тесситурной и гармонической «свободы действий» главного мелодического голоса, которому в том же регистре никто не мешает. Таким образом, и тембровое решение, и голосоведение способствуют предельной рельефности звучания мелодии.

Для оркестровки Чайковского типичны и такие, заложенные Глинкой принципы, как экономия оркестровых средств, строгий расчет в смене тембров или тембровых комплексов, скромность состава оркестра, прозрачность оркестровки.

Важная драматургическая роль тембров проявляется и в том, что они часто ассоциируются с конкретными образами героев или образными сферами. Так, в экспрессивном пении струнных чаще всего слышится голос человеческих чувств, а грозное звучание медных во многих случаях связывается с вторжением враждебных человеку сил. Излюбленными приемами мастера является поручение лирической темы кларнету, скорбных интонаций альт-гобою, тромбонам и трубам – образа рока. Придавая оркестру ярко выраженное драматургическое значение, Чайковский развивал традиции Бетховена; в свою очередь, его наследниками в этой сфере явились Скрябин, Рахманинов, Малер, Шостакович и многие другие композиторы.

Особенности характера П. И. Чайковского, его темперамента и жизненных обстоятельств не могли не проявиться в творчестве композитора. Склонность к меланхолии, образам светлой печали сказалась как в органичном присутствии элегических мотивов в его произведениях, так и в обращении к комплексу музыкально-выразительных средств жанра элегии.

В его письмах много внимания уделено размышлениям о творчестве и музыке. В частности, нередко композитор описывает своё эмоциональное состояние, перекликающееся с произведением, создаваемым в этот период. Например: «…я жестоко хандрил прошлой зимой, когда писалась эта симфония, и она служит верным отголоском того, что я тогда испытывал». Не стоит буквально трактовать подобные параллели, но неоспорим и тот факт, что личность художника отражается в его произведениях.

На особенности психического склада П. И. Чайковского обращали внимание многие исследователи. Так, Б. Асафьев называл прирожденными свойствами характера композитора «чувствительность и острую впечатлительность, полную зависимость от всяких “диссонантных” жизнеощущений». Часто композитор в своих размышлениях обращается к минувшему в поисках опоры, идеала, способного придать смысл последующей жизни. Эти поиски отражены в его письмах: «Прошлого всегда жаль, а когда прошлое так хорошо, как дни, проведенные в Браилове, то болезненно жаль. Была сирень, и вот ничего от неё не осталось! Были хорошие дни и прошли, и когда они возвратятся?». Таким образом, как и в элегии, мы находим в высказываниях композитора стремление вернуться в прошлое – пространство, в котором живут Красота и Гармония. Сам композитор называл это «тоской по идеалу».

Другое качество характера П. И. Чайковского, о котором писали современники, – замкнутость, некоторая самодостаточность. Он избегал общества, стремился отгородиться от внешнего мира, создав свой собственный. Так, например, читаем в одном из писем: «Да! Я очень счастлив с тех пор, как могу прятаться в своей норке и быть самим собой; с тех пор как книги, ноты составляют моё всегдашнее и почти исключительное общество». Из литературы Чайковский предпочитал произведения Л. Толстого и А. Чехова, которые прочитывались им под определенным углом зрения. В частности, по его мнению, «…главная нотка, всегда звучавшая в каждой странице Л. Толстого, как бы ни было, по-видимому, незначительно ее содержание, – это любовь, сострадание к человеку вообще (не только к униженному и оскорбленному), какая-то жалость к его ничтожеству, к его бессилию, к скоротечности его жизни, к тщете его стремлений».

В.А.Цуккерман в книге «Выразительные средства лирики П. И. Чайковского» отмечает в качестве основополагающей черты его склонность к самонаблюдению, экспрессии, направленной “вовнутрь”. Она проявляется в преобладании в лирических произведениях таких состояний, как созерцательность, светлая печаль, смирение, элегичность. Подобные самоуглубленность и приверженность к рефлексии являются характерными чертами элегии, ведь человек в элегическом пространстве отстраняется от внешнего мира. Это выражается и в выборе мелодических и гармонических средств. Композитор продолжает развивать традицию кантиленно-песенной мелодики, отразившуюся в типичной для элегии пластичности мелодической линии. С этой целью он применяет опевания и различные их варианты, которые вместе с включением хроматически обостренных ходов мелодии составляют так называемые «интонации эмоционального утончения» (В. Цуккерман). Мелодике Чайковского свойственна неразрешенность или неполная разрешенность неустойчивых звуков. То, что чаще нисходящие мотивы минуют разрешения в ближайший устой, свидетельствует об отсутствии «активной воли к разрешению», такое «мягкое повисание неустойчивого звука» характерно для элегических моментов в музыке Чайковского. Присущ стилю П. И. Чайковского и «принцип мелодического сопротивления» (В. Цуккерман), выражающийся в противодвижении отдельных мотивов общему направлению мелодии.

Неповторимая по силе своего эмоционального воздействия музыка Чайковского покоряет искренностью, непосредственностью, исповедальным началом, что в целом характерно для мироощущения русского человека. Будучи величайшим русским национальным художником, Чайковский никогда не был склонен к национальной ограниченности. Композитор стремился к тому, чтобы творчество его органично вписывалось в общий процесс развития и становления европейского и мирового искусства. Индивидуальный творческий стиль Чайковского сложился в сложном процессе усвоения многообразных достижений как русской национальной, так и мировой художественной культур.

Использованная литература:

  • Асафьев Б.В.    «Евгений Онегин», лирические сцены П. И. Чайковского // Асафьев Б.В. Избр. труды. М., 1954. Т. 2.
  • Истомин И.А.    Гармония П. Чайковского >>
  • Орлова Е.    Лекции по истории русской музыки. М., 1977.
  • Синьковская Н.Н.    О гармонии П.И.Чайковского. М., 1983.
  • Цуккерман В.    Выразительные средства лирики П. И. Чайковского. М., 1971
  • Чайковский П. И.    К 150-летию со дня рождения. Вопросы истории, теории и исполнительства.

ТЕСТЫ

Музыка Чайковского сопровождает учащихся с первого класса. Пьесы из «Детского альбома» и «Времен года», фрагменты из опер и балетов, романсы, симфонические произведения…

Каждый раз при обращении к творчеству композитора обогащается интонационный опыт учащихся, возникает интуитивно-слуховое обобщение, пока еще неосознанное восприятие стиля.

Уже на этом уровне возможны слуховые тесты, суть которых в том, чтобы определить, какое из прозвучавших произведений, принадлежит П.И. Чайковскому. В частности, Б.С.Рачина предлагает  использовать следующие произведения:

  1. П. Чайковский   «Вальс лебедей» из балета «Лебединое озеро»
  2. И. Штраус           Вальс «На прекрасном голубом Дунае»
  3. Старинный русский вальс   «Березка»

Однако, постепенно следует подключать элементы анализа, детально показывая характерные мелодические и гармонические обороты, фактурные и тембровые приемы. Тогда школьники к 6-7 классу смогут уже сознательно распознавать на слух характерные черты композиторского стиля.

Так, после слушания, исполнения и пропевания тем из отдельных произведений Чайковского (например, фрагментов из 1-й, 4-й, 5-й, 6-й симфоний, опер «Евгений Онегин» и «Пиковая дама») ученикам может быть предложен слуховой тест, состоящий из следующих фрагментов:

  1. Л.Бетховен      Симфония № 3, 1 ч.
  2. Ф.Шуберт         Симфония № 7 «Неоконченная», 1 ч.
  3. П.Чайковский   Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», экспозиция.

Определив, что третье произведение написано Чайковским, учащиеся, благодаря предварительной аналитической подготовке, в качестве доводов смогут привести такие характерные для композитора черты, как широту и вокальную напевность мелодического изложения тем, преобладание в них нисходящих интонаций (здесь в частности, уместно сравнение с аналогичными стилевыми признаками во вступлении к опере «Евгений Онегин», в партиях Ленского или Татьяны…), поручение лирической темы солирующему английскому рожку и т.д....

 

Еще несколько вариантов компоновки слуховых тестов:

на примере музыки для камерного оркестра

  1. В.Моцарт           «Маленькая ночная серенада», 1 ч.
  2. П.Чайковский    «Серенада для струнного оркестра» (любой фрагмент)
  3. С.Прокофьев     «Гавот» из «Классической» симфонии № 1.

на примере музыки для симфонического оркестра

  1. П.Чайковский    Симфония № 5 экспозиция 1 ч.
  2. Д.Шостакович  Симфония № 5 экспозиция 1 ч.
  3. Л. Бетховен      Симфония № 5 экспозиция 1 ч.