Старобинский Семён Леонидович

Кандидат педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, автор программ и многочисленных статей по проблемам музыкального обучения и воспитания школьников, композитор.

Семен Леонидович Старобинский – фигура для отечественного музыкального образования – неординарная. Придя в 1963 году в обычную школу на московской окраине, он начал свою профессиональную карьеру рядовым учителем музыки.

Хотя то, что он делал в школе № 66,  достаточно быстро перестало укладываться в рамки «рядовой» работы. Ведь эстрадная студия – неизменный участник всех школьных праздников, и вокальный ансамбль – лауреат всевозможных фестивалей и конкурсов - могли появиться только в атмосфере увлеченности, благодаря педагогическому таланту и горячему энтузиазму учителя. Возглавляемый им школьный вокально-инструментальный ансамбль в конце 60-х годов стал едва ли не штатным коллективом Детской редакции телевидения. Ребята снимались в «Будильнике», «Ровеснике», даже приняли участие в первой передаче цветного телевидения «СССР – Франция».

Результаты творческой работы не остались незамеченными, и в 1976 году Семен Леонидович стал учителем-экспериментатором Лаборатории музыки и танца Научно-исследовательского института художественного воспитания  Академии педагогических наук (НИИ ХВ), а в 1981 – научным сотрудником Лаборатории. В НИИ ХВ было поистине «звездное» собрание педагогов-музыкантов и ученых-исследователей, среди которых такие имена, как Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, В.К.Белобородова, М.С.Боголюбская, Е.Я.Гембицкая, Н.Л.Гродзенская, Д.Л.Локшин, З.П.Морозова, Е.В.Николаева, Т.Н.Овчинникова, Н.Д.Орлова, В.И.Петрушин, Г.С.Ригина, М.А.Румер.

Со многими из них Старобинский работал бок о бок, набираясь теперь не только практического, но и теоретического опыта в столь непростой науке – музыкальной педагогике. Уже стала историей программа НИИ ХВ, предшествовавшая эксперименту Д.Б.Кабалевского. Но она была важной вехой развития школьного музыкального образования. В составе ее авторского коллектива был и Семен Леонидович…

В школе № 600, где проходила апробацию программа Лаборатории музыки и танца, Семен Леонидович впервые в общеобразовательной школе начал вести уроки в старших классах. За десять лет он дал здесь 118 открытых уроков для отечественных и зарубежных специалистов. Иногда на занятии присутствовало до сорока посетителей, по мнению которых у школьной доски стоял настоящий мастер своего дела.

Безусловно, интересно, что именно делал С.Л. Старобинский на своих уроках музыки. Но еще важнее то, чего он не делал никогда. Опыт учителя, проработавшего в школе 32 года, позволил сформулировать своего рода педагогические «табу», которые он строго соблюдал сам и настоятельно рекомендовал соблюдать своим коллегам. Вот они:

- никогда не быть в претензии к детям (они нам ничего не должны);
- никогда не унижать детей, не позволять себе снисходительного тона (особенно с подростками);
- никогда не жаловаться на детей администрации, классному руководителю и родителям;

- не делать детям замечаний при посторонних;
- не «блистать» эрудицией, дабы продемонстрировать детям своё превосходство;
- никогда не задавать вопроса: Что же я, по-вашему, не прав/а? (а вдруг согласятся?);
- не требовать от детей, не помогая им;
- не работать по принципу - «делай как я» (дети зачастую не похожи друг на друга и уж менее всего похожи на нас);
- не наставлять детей на путь истинный, а поддерживать их на этом пути;
- ничего не делать для детей (непременно подчёркивая это), а только вместе с детьми.

Неизменная тактичность, добродушный юмор вместе с высочайшей эрудицией всегда вызывали заслуженную любовь и уважение к этому учителю со стороны подростков – самой требовательной и бескомпромиссной школьной публики. Кроме того, они всегда чувствовали, что это уважение – чувство взаимное.

Ребята этого возраста, обычно считающегося трудным и с хормейстерской точки зрения, у Старобинского демонстрировали наиболее впечатляющие вокальные результаты. В общеобразовательной школе его классы пели 3-4-голосные произведения. А секрет успеха, по его мнению, – в ансамбле: именно ансамблевое многоголосие даёт возможность оптимального использования естественно ограниченного мутацией диапазона голоса, не прибегая к его насильственному, крайне опасному в данный период, расширению.

При этом на первом этапе основное внимание должно быть направлено на выработку умения слушать и слышать друг друга, ориентируясь на «звуковые эталоны» (термин Т.Н.Овчинниковой), в качестве которых могут выступать наиболее развитые в вокальном отношении одноклассники.  

У Старобинского работа с новым или частично обновлённым составом ансамбля начиналась с упражнений на выработку единого тембро-динамического звучания. Он подметил, что наиболее распространённым затруднением начинающих ансамблистов является стремление во что бы то ни стало спеть свою партию, даже не пытаясь соотнести её звучание с остальными участниками коллектива. В результате получается, что вроде бы все демонстрируют свою готовность к совместной работе, но собственно ансамбля не получается. Так возникла ключевая коллективная установка - «Ищи своё место в аккорде!»

Этими и другими педагогическими секретами Старобинский щедро делится в своих многочисленных статьях и научных работах. Его опыт вокальной ансамблевой работы с подростками, методика стиле-слухового анализа и концепция художественно-педагогического общения с успехом используется многими коллегами на уроках музыки. Деликатные и методически грамотные советы Семена Леонидовича не раз помогали молодым коллегам во времена его работы окружным методистом и в период вузовской педагогической деятельности на кафедре методологии и методики преподавания музыки Московского педагогического университета.

В 90-х годах ХХ века, когда реформаторским движением была охвачена вся российская система образования, С. Л. Старобинский возглавил секцию музыки Федерального Экспертного Совета (ФЭС) при Министерстве Образования России. И во многом благодаря именно его участию школьный предмет «Музыка» получил на рубеже веков сразу несколько программ, созданных лучшими авторскими коллективами страны. Оценку и рецензирование проходили здесь новые учебники, созданные Г.С.Сергеевой, Е.Д.Критской, Т.С.Шмагиной; авторские программы Л.Л.Куприяновой, Т.И.Баклановой; а также целый ряд менее известных, но не менее интересных разработок. Различные по стилю и содержанию комплекты учебников, рабочих тетрадей, нотных хрестоматий и аудиопособий раскрывали перед школьным учителем не только разные подходы к построению предметного курса в целом, но и наглядно демонстрировали сам принцип вариативного обучения, пробуждали вкус к самостоятельному педагогическому творчеству. Так, работая на этом посту, опытный педагог и методист стремился не на словах, а на деле обеспечить право на выбор для учителей музыки будущих поколений.

В свое время, в ответ на сетования бабушки одной из своих учениц, он в шутку уверил, что может «…научить петь ребёнка, которому «слон на ухо наступил», и этого слона тоже!» Чему, кстати, немало способствуют песни Старобинского, написанные им для своих учеников и исполненные впервые на уроках музыки. Эти песни пользуются заслуженной популярностью среди школьных учителей и любовью ребят за мягкий юмор, доброту, светлое мировосприятие.

Материал по теме: 

Турецкий дождь

музыка С.Старобинского сл. О.Дриза, пер. Г.Сапгира

Одноголосная песня с аккомпанементом
Изменения темпов: умеренно - оживленно - маршеобразно - в темпе вальса

для 3-5 кл.

Перед твоим престолом

Юрий Нагибин

музыкально-литературная композиция по повести