Алиев Юлий Багирович

Ведущий научный сотрудник Института теории образования и педагогики РАО, доктор педагогических наук, профессор, академик Академии педагогических и социальных наук, автор книг «Пение на уроках музыки», «Методика музыкального воспитания детей», программ и многочисленных статей по проблемам музыкального обучения и воспитания школьников.

Как педагог Юлий Багирович – явление в отечественной педагогике уникальное. И дело не только в том, что он единственный в стране учитель музыки, имеющий высокое научное звание Академика, но и  в том, что и как делает уже более полувека этот музыкант, педагог и исследователь.

Окончив музыкальное училище по классу духовых инструментов и консерваторию по классу хорового дирижирования, он прекрасно играет на нескольких духовых инструментах, на аккордеоне и фортепиано, читает клавиры любой сложности, прекрасно владеет дирижерской  и вокальной техникой, транспонирует.

Его кабинет музыки поражает техническим совершенством, удобством и рациональностью. Изобилие техники, которая постоянно работает на уроке и на урок; возможность записывать на магнитофон всё происходящее на уроке с целью последующего анализа (кстати, и видеозапись урока музыки впервые осуществил Алиев); масса музыкальных инструментов (духовых, ударных и пр.), на которых дети играют с превеликим  удовольствием и уже в четвёртом-пятом классе с немалым умением; обширная фонотека, нотная библиотека…

Несмотря на то, что Ю.Б.Алиев, безусловно, педагог необычайно разносторонний, он, прежде всего, хормейстер. В процессе хорового исполнения, считает Алиев, развиваются не только музыкальные способности, но происходит личностное становление школьника, формирование в нём человека не только воспринимающего искусство, но и творящего его. Хор школы-интерната, в котором многие годы работает Юлий Багирович, непременный участник всех школьных мероприятий и праздников. Особенно показательна работа старшей группы хора, т.к. в ней поют те самые «не поющие» подростки, по адресу которых зачастую направляются сетования некоторых учителей музыки.

Естественно, что музыкальными способностями и возможностями не исчерпывается педагогическая характеристика учителя музыки. На перемене ученики с удовольствием общаются с Юлием Багировичем  «просто так», «ни о чём». К педагогу скучному, недоброму, формально соблюдающему дистанцию, дети не подходят. Алиева же дети любят. И это чувство взаимное. Работая в интернате, он делает не только то, что требуется от него, как от музыканта, но и многое из того, что делают вообще все педагоги и воспитатели в интернате: убирает с детьми класс, водит их в столовую и т.д. и т.п. Он знает каждого ребенка в лицо и зовёт непременно по имени. Как ему это удается? – Секрет простой. У Юлия Багировича есть отснятая им фотопанорама каждого класса, где под фотографией каждого ребёнка подписано его имя.

Ю.Б.Алиеву присуще великолепное чувство юмора, сочетающееся с добрым отношением к детям. Он убежден в том, что «в течение урока уместно, если дети два-три раза засмеются». Действительно, интермедии на уроке абсолютно необходимы для создания непринужденной доброжелательной атмосферы. А Алиев - мастер интермедии.

Для своих учеников Юлий Багирович делает всё возможное, чтобы им было интересно и легко на уроке. Он переснял на слайды тексты всех песен, разучиваемых на уроке и тексты вокально-хоровых произведений, предназначенных для прослушивания. С помощью видеопроектора они демонстрируются на экране. В первую очередь для своих учеников он создал фонохрестоматию для общеобразовательной школы – многочасовую запись певческого репертуара и аккомпанементов к нему, издал «Антологию советской песни для детей», составил несколько репертуарных сборников.

Алиев много выступает в периодической печати и непосредственно перед педагогической аудиторией. И при этой обширной научно-просветительской деятельности  Юлий Багирович никогда, за исключением неизбежных командировок, уроков в школе не пропускал. «Дети – любит говорить он, - это святое!»

по материалам книги С.Старобинского "Методическое мастерство учителя музыки"

Материал по теме: