Немецкая песенка

Рейтинг: 
Средняя оценка: 2 (2 голоса)
Тип: 
ансамбль
с ф-но
Инструменты: 
металлофон, ксилофон, фортепиано, синтезатор
Количество партий: 
3
4
Кол-во участников: 
от 3-х до 15
Тональность: 
До мажор
Жанр: 
пьеса
Композитор: 
Чайковский П.И.
Класс: 
3
4
5
6

Немецкая песенка – одна из немногих пьес «Детского альбома» полностью доступных для исполнения на детских музыкальных инструментах. Транспонированная в «До-мажор», ее фактура органично укладывается в диапазон диатонических ксилофонов и металлофонов.

Только линия баса остается за его пределами, но будучи совсем простой, она может быть исполнена на фортепиано даже таким учеником, который не обучается специально игре на нем.

Автоаккомпанемент на синтезаторе

По структуре аккомпанемент этой пьесы выдержан в духе лендлера. В нем задействованы всего две гармонические функции: тоника и доминанта. В связи с этим исполнение сопровождения, соответствующего партии левой руки из оригинального фортепианного варианта, становится возможным на синтезаторе.

В режиме автоаккомпанемента выберите подходящий ритм вальса. Ученику, исполняющему эту партию достаточно запомнить всего 2 клавиши и сопоставить их с нотной записью.

Бас - проще некуда

При всем богатстве фактурного наполнения, синтезаторный автоаккоманемент имеет один существенный недостаток. Его механически жесткая размеренность требует повышенного внимания и ловкости в исполнении мелодии. А мелодия здесь - достаточно прихотливая. Да и динамический баланс между акустическими и электронными инструментами выстроить не так уж просто. По этим причинам исполнение партии баса может лучше прозвучать на фортепиано.

Если партия из 3-х нот покажется слишком сложной, возьмите вариант с упрощенным басом – из 2-х нот. Тем более, что в автографе П.И. Чайковского 1-я и 3-я части выдержаны на бурдоном тоническом басу.

Бас-аккорд

Аккорды сопровождения на 2 и 3 доли не представляют особой сложности: чередование терции и кварты на доминантовом звуке также в состоянии исполнить любой ученик. В предложенной партитуре эта линия предполагается к исполнению на двухоктавном металлофоне или ксилофоне (соль-соль). Если в вашем распоряжении таких инструментов нет, то эти аккорды можно присовокупить к линии баса – и тогда партию фортепиано следует поручить ученику ДМШ.

За фортепиано могут разместиться и два ребенка, каждый из которых будет исполнять свою линию.

Вполне возможным вариантом будет исполнение этих аккордов на 6-ти струнной гитаре. Открытые 4-я и 5-я струна как раз дают сочетание «соль-си». Зажать всего одну струну для получения кварты – дело несложное.

Мелодия как эстафетная палочка

Наиболее сложной в предложенной партитуре является мелодия. Для ее исполнения можно разбить детей на группы, а мелодию на фрагменты - и поручить каждой группе свою интонационно-ритмическую ячейку. В таком случае получается 3 группы и 3 ячейки. При этом последний звук у одной группы становится первым для другой и ловкое исполнение мелодии можно «обыграть» как музыкальную эстафету, добавив спортивного азарта в репетиционный процесс. Большое удовольствие тогда всем участникам эстафеты доставит исполнение завершающего мотива (выделен в партитуре сиреневым цветом) всем вместе.

Обращение интервалов (1 фрагмент)

Интонации первого фрагмента основаны на принципе обращения интервалов. Учить его будет легче, если дети осознают действие данного принципа и наглядно увидят его в нотах.

Для этого воспользуйтесь методикой «5 шагов»

1 шаг: красный мотив - простой нисходящий секундовый ход «соль-фа» - обращается в восходящую септиму. Видим в нотах, находим на ксилофонах, играем (сами названия «секунда», «септима» можно опустить, если в вашем случае использование терминологии преждевременно).
2 шаг: уточняем ритмический рисунок.
3 шаг: синий мотив - аналогичные действия с нисходящим терцовым ходом «соль-ми».
4 шаг: уточняем ритмический рисунок для него.
5 шаг: в середину «синего» мотива-обращения вклинивается «красный» мотив.

Остается обратить внимание на повтор всего построения и, главное, его конец.

"Пробежимся" по тонике (2 фрагмент)

2-й группе исполнителей поручаем относительно небольшой мотив: движение по звукам тонического трезвучия и затакт к нему (такты 9-10, 14, 17)

Для этой группы «пошаговая» запись потребует всего трех шагов.

Выучивая этот мотив, полезно будет напомнить о роли главного трезвучия как опоры тональности, а впоследствии обратить внимание на то, что и в партии аккомпанирующих голосов тоническому трезвучию уделено самое почетное место.

Параллельные терции (3 фрагмент)

3 группе достанется исполнение параллельных терций (такты 11-13, 15-16). Для удобства работы с ребятами, недостаточно уверенно читающими ноты, в том числе во второй октаве – аналогичные шаги от предельно простой интонационной основы к полноценному варианту мелодии среднего раздела.

1 шаг: простой нисходящий мотив
2 шаг: он же, но с пунктирным ритмом
3 шаг: дублируем его в терцию
4 шаг: играем его с повторением
5 шаг: после повторения добавляем аналогичный ход, начав его на клавишу ниже
6 шаг: переносим получившиеся три такта на октаву выше
7 шаг: уточняем последний интервал: вместо терции – квинта.

Подключив вторую группу исполнителей, отрабатываем переход с одного типа движения на другой. При этом обращаем внимание на повторение всего построения, в котором на 1 такт меньше.

И, конечно, завершить эту работу нужно выстроив исполнение всех трех фрагментов в единой цепочке друг за другом.

Очень украсят общее звучание и другие ударные инструменты - без определенной звуковысотности - треугольники, румбы, бубенцы. Их партии придумайте вмесет с учениками - прямо на уроке.