Неаполитанская песенка
Неаполитанская песенка – одно из самых узнаваемых и любимых произведений П. И. Чайковского. Ее с большим удовольствием слушают и малыши, и подростки; мечтают сыграть многие учащиеся ДМШ.
Существует немало переложений этой пьесы для различных солирующих инструментов. В нашей партитуре основную мелодию можно исполнить на металлофонах или, например, блокфлейтах. В аккомпанирующих голосах также возможны варианты.
Вот какие составы подойдут для исполнения данной партитуры:
1 состав | 2 состав: | |
Мелодия | Металлофон | Блокфлейта |
Аккомпанемент: | ||
Бас | Фортепиано |
Синтезатор |
Аккорды | Ксилофоны | Металлофоны |
С учетом их диапазона, а также того факта, что диатонические ударные чаще можно найти в школьном ансамбле музыкальных инструментов пьеса транспонирована в тональность До-мажор.
В случае, если в вашем распоряжении имеются только диатонические металлофоны и/или ксилофоны, может быть исполнена композиция из 1 и 3 части (без 2-й).
Если вы являетесь счастливым обладателем хроматических инструментов, то разные части могут быть поручены учащимся с разным уровнем освоения нотной грамоты: более слабые ребята исполнят диатонические фрагменты, а более сильные – вторую часть, где встречаются случайные знаки.
Существуют также различные варианты и диатонических инструментов. Основной вариант партитуры предполагает двухоктавные аккомпанирующие ксилофоны/металлофоны (диапазон соль-соль). Но вполне допустимым вариантом будет перенесение аккомпанирующих аккордов на октаву выше. В таком случае их можно исполнить и на полутораоктавных инструментах (диапазон до-соль).
При желании партитура может быть дополнена партиями ударных инструментов без определенной звуковысотности: бубна, бубенцов, треугольника, коробочки, румбы. Придумать партии этих инструментов лучше непосредственно на уроке вместе с детьми.
Заковыристая мелодия
Самая сложная партия здесь у солирующих инструментов. Особенно в третьей части, где начинаются репетиции шестнадцатыми. Хотя на блокфлейте такой тип виртуозности заложен в самой природе инструмента и дается сравнительно легко.
Если же в вашем ансамбле солирует металлофон – не забывайте о приеме чередования левого и правого молоточков через каждые 1-2 звука. Для того, чтобы обойти технические трудности в третьей части, партию солирующего металлофона можно распределить между двумя инструментами, которые, подхватывая мелодическую линию, дополнят звучание друг друга. Однако и сольный и «эстафетный» вариант мелодии потребуют некоторого количества репетиций. При отсутствии такой возможности от исполнения третьей части лучше отказаться.
Бас- это солидно!
Партия баса исполняется всего на 4-х нотах. Даже для тех ребят, кто не учится специально играть на фортепиано, но участвовал в исполнении аналогичных партий (состоящих из 2-3 нот) в других ансамблях, он является посильной задачей. Если в возможностях своих «басистов» вы сомневаетесь, то воспользуйтесь разноцветной партией баса, а в поддержку юному исполнителю наклейте стикеры соответствующих цветов на нужные клавиши фортепиано или синтезатора.
Гармония – значит согласие.
Аккомпанирующие аккорды в фортепианном оригинале – трехзвучные. На ксилофонах или металлофонах их можно исполнить втроем или вдвоем. В первом случае партии получаются очень простые и равноценные друг с другом. Во втором случае – у одного из исполнителей возникают несложные, но все-таки интервалы, которые требуют хорошей координации движений двух рук. В любом случае согласованность аккомпанирующих партий в целом – задача очень важная. Здесь уместно будет упомянуть и о значениях слов «аккорд», «ансамбль», «гармония» как в узко-теоретическом, так и в широком – философском смысле.