Марш деревянных солдатиков
Если исполнять «Марш деревянных солдатиков» на каких-либо иных инструментах, помимо задуманного Петром Ильичом фортепиано, то, конечно, самыми подходящими будут деревянные ударные. При этом транспонирование в тональность «До-мажор» позволяет сократить количество хроматических инструментов до минимума, задействовав в исполнении максимум детей.
Инструментовка по партиям для как можно большего числа участников дает возможность выделить до 7 самостоятельных партий: пять ксилофонов + фортепиано и барабан. Ксилофоновые партии можно дублировать: по 2-3 исполнителя на каждый голос. Партии фортепиано и барабана дублировать не нужно (для лучшего акустического баланса). Цветовые обозначения голосов помогут ребятам быстрее ориентироваться в многострочной партитуре. А расположение каждой части (марш написан в простой трехчастной форме) на отдельной странице позволяет удобнее учить пьесу по частям, или, при недостатке времени, - ограничиться любым ее фрагментом.
Для исполнения данной обработки вам потребуется следующий инструментальный состав:
- 2 хроматических ксилофона диапазоном не менее полутора октав (До1 - Соль2).
- 3 диатонических ксилофона. Один из инструментов должен иметь диапазон 2 октавы: Соль малой – Соль второй октавы. (Если все ваши ксилофоны – полутораоктавные, то исполнение «баса» в средней части можно опустить).
- Малый барабан
- Фортепиано. Партия фортепиано выписана здесь в одну строку. Она может быть исполнена учителем, или учеником, имеющим навыки игры на фортепиано на уровне 1-2 класса ДМШ.
Принцип разделения на партии между ксилофонами опирается на мотивно-интонационную структуру мелодии и фактуры так, чтобы перед каждым юным музыкантом на протяжении всей пьесы стояли не различные, а сходные по сути интонационные задачи. Так,
партия первого ксилофона – это тонико-доминантовые «зачины», единые по ритму и по интервалике. Сосредоточенная в первой октаве, без знаков альтерации и явного пунктирного ритма она будет доступна даже для учеников со скромными возможностями.
партия второго ксилофона – это ярко характерный, узнаваемый хроматический мотив. Исполнение этой партии поручите самым смышленым детям. Но даже эта, самая сложная партия, фактически сводится к одному и тому же мотиву в 3-х разных по высоте вариантах.
партия третьего ксилофона – представляет собой движение параллельными терциями.
партия четвертого ксилофона – не что иное, как гармоническая дублировка хроматического мотива из партии второго ксилофона. С той лишь разницей, что он весь укладывается в диатонический звукоряд. Единственная сложность – это нотация в малой октаве.
партия пятого ксилофона – тонико-доминантовый бас, гармоническая основа.
Распределив фактуру таким образом вы получаете относительно компактные, легко запоминаемые интонационные блоки. Прежде чем выстраивать полный ансамбль, полезно сопоставить их парами, дополняя звучание недостающих в данный момент партий поддержкой фортепиано. Для этих целей к данной разработке приложены попарные партитуры и фортепианное переложение пьесы в тональности «До-мажор».
А зачем здесь фортепиано?
Разучивая с «басовым» ксилофоном партию среднего раздела, обратите внимание ребят на то, что природа этого ударного инструмента не позволяет сколь-нибудь убедительно показать разницу между восьмой и половинной длительностью. Это будет очень наглядным аргументом для того, чтобы поддержать в этом месте звучание ксилофонового ансамбля фортепианными аккордами.









