Музыкальная грамота

Нужно ли в общеобразовательной школе учить ноты, понимать музыкальную терминологию? - Конечно, нужно. Вопрос, скорее, в формах и методах, темпах освоения.
Нотная грамота в пределах певческого диапазона совершенно необходима для интонационно точного исполнения песен, сознательного восприятия основных тем прослушиваемых произведений. С помощью относительной, а затем и абсолютной сольмизации в течение начальной школы могут быть освоены все ступени лада, наиболее распространенные интонационные обороты, типичные ритмоформулы. Простые попевки, размещенные в этом разделе даны в различном варианте нотации - на полном и сокращенном нотоносце (из 2,3 линий), многие элементы музграмоты представлены в наглядных картинках, термины и понятия раскрываются простым языком с яркими, доступными детскому пониманию примерами.

При изучении нотной грамоты можно опираться на порядок, рекомендованный Б.С.Рачиной. В частности, она предлагает следующий темп продвижения в этом вопросе:
1 класс - освоить представление о движении мелодии вверх, вниз, на одной высоте; различать по высоте два звука при постепенном сближении до терции, секунды. Ступени ЗО-ВИ-РА сначала на сокращенном нотном стане, а затем на полном в разных тональностях. Ритмические рисунки, состоящие из четвертей и восьмых, а затем и половинных, а также четвертных пауз в размере 2/4. Освоить термины: мелодия, фраза, интонация, регистр, темп, динамика. Различать на слух первичные жанры: песня, танец, марш.
2 класс - отличать на слух поступенное и скачкообразное движение, мажор и минор, укрепить слышание и интонирование в пределах 3-х ступенного звукоряда ЗО-ВИ-РА. Постепенно в течение года добавить ступень Ё (внизу и вверху) интонировать, определять на слух и по нотной записи, дифференцировать весь круг интонаций, связанных с этими ступенями. Особое  внимание уделить освоению интонации тонического трезвучия, во 2-й половине года чистой кварты (V-VIII) и октавы (I-VIII). Различать на слух двухдольный и трехдольный размер. Ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных нот, а также четвертных пауз в размере 2/4 и 3/4, добавить половинную с точкой. Понятия о такте, тактовой черте, диссонансе и консонансе, метре и ритме. Освоить термины: опера, балет, симфония, концерт.
 3 класс - освоение полного мажорного звукоряда - введение II, IV и VI ступеней, интонационных моделей в логике устойчивость - не устойчивость. Познакомиться со знаками альтерации, иметь общее представление о тональностях До-мажор, ля-минор, Соль-мажор, ми-минор, Фа-мажор, ре-минор. Знать расположение нот 1-й октавы, сольфеджировать в абсолютной сольмизации на полном нотоносце простые попевки и мелодии изучаемых песен. Ритмические рисунки, состоящие из четвертей, восьмых, половинных, половинных с точкой,а также пауз: четвертных, восьмых, половинных в размере 2/4 и 3/4, добавить пунктирный ритм. Познакомиться с понятием "интервал" и гармоническими интервалами: секунда, кварта, в конце года - терция. Знать и использовать термины тоника, трезвучие, мажор, минор, гамма, форма, рондо, вариации.
4 класс - закрепление мажора и минора, введение понятия "переменный лад", определение на слух устойчивых и неустойчивых ступеней лада. Тональности: До, ля, Соль, ми, Фа, ре, Ре, си, Ля, фа-диез, Ми-бемоль, до. Знаки алльтерации: диез, бемоль, бекар. Интервалы: секунда, кварта, терция, квинта, октава. Уметь определять на слух тон и полутон. Знать расположение нот в диапазоне до-ми2, правила нотной записи. Добавить размер 4/4. Овладевать навыками пения по партитуре: уметь проследить исполняемую песню, свою партию в друхголосной партитуре.

Барашеньки-крутороженьки

Нотная запись, наглядный рисунок, обработка с аккомпанементом

для 1 кл.

Ай, ду-ду

Нотная запись на сокращ. и полн. нотносце, проблемное задание.

для 1 кл.

Андрей-воробей

нотная запись, варианты творческих заданий, наглядный рисунок

для 1 кл.

Звуковысотность

Понятие "выше-ниже", методика освоения

Тук-тук

Наглядный рисунок,
нотная запись на сокращ. и полном нотоносце
(в C, D и Es).
Задания на определение ритма

для 1 кл.

Сел комарик под кусточек

Нотная запись на сокращ. и полном нотоносце
(в С, D; и Es)

для 1 кл.

Баю-бай

Нотная запись на сокращ. и полном нотоносце
(в С, D; и Es)
Нотные прописи.
Задание на сравнение
2-х мелодий по нотам.

для 1 кл.

Тик-тик-так

Наглядный рисунок,
нотная запись на сокращ.
и полном нотоносце
(в С, D  и Es).
Нотные прописи.

для 1 кл.

Два кота

Наглядный рисунок,
нотная запись на сокращ.
и полном нотоносце
(в С, D и Es)
Задание на сравнение
2-х мелодий по нотам.

для 1 кл.

Вальс

Описание жанра

Полька

описание жанра

Песня

описание жанра

Страницы