Алгоритм слушания по методу Н.Гродзенской

Каждый вид музыкальной деятельности на уроке музыки имеет свой, определенный алгоритм работы. Для развития умения и способностей слушать музыку можно рекомендовать последовательность этапов работы, предложенную Н. Гродзенской. Алгоритм работы с каждым музыкальным произведением Н. Гродзенская рассмотривала как своеобразную сонатную форму. Это можно трактовать следующим образом:

I Вступление

Вступительное слово учителя

Задачи:

  • фиксирование внимания
  • организация эмоциональной установки на восприятие
  • создание концертной ситуации
  • подготовка к восприятию смысла, содержания музыкального образа, необходимые разъяснения в сложных случаях
  • интонационная настройка, предполагающая знакомство с интонационным ядром, с темой. Она может включать разучивание (сольфеджирование) темы, вокализацию, исполнение, краткий интонационный анализ темы, иногда освоение основной ритмоформулы (например, «Болеро» М.Равеля) в практической музыкальной деятельности. Характер и объем интонационной настройки, ее содержание определяется возрастом детей, конкретным музыкальным произведением.

Вступительное слово обычно включает в очень небольшом объеме сведения об авторе, важные для понимания конкретного музыкального произведения, об истории его создания, об эпохе написания музыки и т.д.

Главные требования к вступительному слову: краткость, эмоциональность и корреляция эмоционального тонуса с содержанием музыкального образа.

II Экспозиция

Слушание произведения в исполнении учителя, детей, в записи.

 Важные условия:

  • не нарушать целостность восприятия
  • не прерывать
  • не делать никаких замечаний
  • не отвлекать детей никакими движениями
  • погрузиться вместе с детьми полностью в переживание – сотворение музыкального образа (учитель – самый лучший слушатель)

В подростковом возрасте можно предложить две различные интерпретации одного и того же сочинения.

Иногда, сразу после окончания звучания класс единодушно спонтанно «выдыхает»: «Еще раз!». Это замечательно, и свидетельствует о том, что диалог с музыкой произошел! Никогда не следует отказывать в подобной просьбе, даже если это нарушает подготовленный план работы.

Своеобразным переходом от экспозиции к разработке становится Пауза, которая всегда должна быть выдержана после звучания музыки. Если впечатление сильное, процесс восприятия адекватен и активен – пауза будет продолжительной, как на хорошем концерте, где аплодисменты возникают не сразу. Естественно, что на уроке эта пауза длится мгновения, тем не менее значение ее нельзя переоценить. Пауза – особая звучащая тишина, свидетельствующая о том, что чудо сотворения музыки произошло. И именно в этот момент часто возникает ИНСАЙТ – глубинное озарение, мгновенное постижение смысла музыкального образа.

Пауза предшествует любому вопросу, который готов задать учитель, при этом, если дети слушали внимательно, с интересом, полезно задавать такие вопросы: «Кому было интересно слушать?», «Кому понравилась музыка?», «Какое настроение возникло в результате слушания музыки?» а в 7-8 классах можно спросить: «Кому близка тема произведения?», «Кто сумел погрузиться в мир чувств и мыслей этого музыкального произведения?», «Кому удалось пережить содержание музыкального образа?», предполагая возможность возникновения диалога с лирическим героем и автором музыкального произведения.

III Разработка – анализ музыкального произведения.

Начнем с терминологии. Музыканты прекрасно знают, что профессиональный анализ музыкальных произведений предполагает подробное рассмотрение формы музыкального произведения, строения,  взаимодействия выразительных средств, анализ отдельных элементов музыкальной речи, жанра, стиля и т.д. Однако на уроке музыки мы имеем дело не с музыкантами, и перед нами стоят несколько другие задачи.

Главная задача анализа на уроке музыки – раскрыть характер, смысл музыкального образа, обращаясь к важнейшим особенностям музыкальной формы, выразительным средствам, элементам музыкального языка. В процессе такого анализа доминирует художественная составляющая, в тоже время происходит педагогическое действо, т.к. в процессе анализа ребенок учится слушать и понимать музыку, а учитель - учит, поэтому анализ называется «художественно - педагогический».

Художественно – педагогический анализ опирается на формы, методы музыковедческого анализа, но никогда не дублирует его, отличаясь по объему, глубине, степени детализации и т. д. Условно и упрощенно путь художественно – педагогического анализа можно изобразить в следующей схеме:

Музыкальный образ   Средства его воплощения
Какой? Как?

эмоциональная реакция, определение характера эмоциональных переживаний, чувств, выявление степени воздействия и последействия художественного текста, общее представление о содержании музыкального образа

 

дифференциация выразительных средств музыки, выявление их взаимосвязи, взаимозависимости, выявление значения комплекса выразительных средств в создании характера музыкального образа

Первый вопрос всегда о содержании и характере музыкального образа. Содержание и форма, привычное диалектическое единство, и в процессе анализа главное – не нарушить диалектическое единство художественного и технического в структуре музыкального образа.

Важно, чтобы анализ музыкального произведения происходил при активном участии большинства учеников. Замечательно, если их мнения расходятся, не надо спешить, пусть дети спорят, пусть в их споре рождается истина, а педагог выполняет функцию своеобразного дирижера этой дискуссии, управляя ходом обсуждения короткими, точными вопросами, не навязывая своего мнения. Выводы также должны сделать дети.

Самое важное требование к процессу анализа – постоянное возвращение к звучанию фрагментов музыкального произведения.

Учитель должен понимать, что согласно законам музыкального восприятия и при ограниченном музыкальном опыте детей, после первого прослушивания дети музыку помнят плохо даже в целом, а о деталях говорить и не приходится. Демонстрируем отдельные интонации и их варианты, темы, кадансы; исполняем темы на фортепиано, вокализом, слушаем в исполнении оркестра – сравниваем, ищем истину…Анализ должен быть музыкальным, звучащим, органичным, тогда он принесет пользу.

Тему анализа хотелось бы закончить мыслями Л. Бернстайна о смысле музыки: «Он в том, чтобы заставить вас чувствовать, когда вы ее слушаете….Если музыка заставляет нас внутренне меняться, значит, мы понимаем ее. Смысл музыки заключен в музыке, и нигде более»

IV Реприза.

Повторное прослушивание на более сознательном, более высоком уровне, прослушивание обогащенное анализом. При повторном прослушивании полезно применять опорные схемы: A B A,   A B A C A (рондо),   A A1 A2 A3…(вариации) и т. д. Возможна письменная работа по опорной схеме

Пример. П. Чайковский «На тройке» (фрагмент работы ученицы 4 класса).

А В А

привольная
просторная
светлая
яркая
мажорная
ровное поле
снежная
высокий регистр

веселая
плясовая
слышны
колокольчики тройки
тройка скачет
темп стал быстрее

просторная
светлая
яркая
мажорная
снежная
звучат колокольчики
тройка удаляется

После прослушивания дети по очереди читают свои работы по частям, первые несколько человек полностью, а потом добавляют только то, что не было сказано. Самые интересные слова, яркие выражения дети записывают в тетради, таким образом, у каждого получается полноценная работа. Начиная с эпитетов, переходим на существительные, затем словосочетания, далее предложения. Эту работу также сопровождают фрагменты звучащей музыки.

V Кода.

Повторение, закрепление музыки в памяти. Каждое произведение должно быть прослушано 3 – 4 раза, на двух – трех уроках, а затем повторено еще несколько раз в течении учебного года в различных контекстах. Хорошим методом повторения прослушанной музыки являются концерты по заявкам детей, викторины, концерты-загадки, а также тесты, в которых могут звучать давно знакомые, но, как правило, уже забытые произведения.

По материалам книги Б.С.Рачиной "Технологии и методика преподавания музыки"

Материал по теме: 

Рачина Б.С.

Санкт-Петербург

Заслуженный учитель России, автор программы
"Тайны королевы Музыки"

Рефрен-путешествие

Игровой прием структурной организации урока

для 3-7 кл.