Мусоргский Модест Петрович

Страна: 
Россия
Годы жизни: 
1839-1881
Стиль: 
русская классика

Модест Петрович Мусоргский - один из самых гениальных представителей русской музыкальной культуры 19 столетия. Композитор-реалист, создатель ярко самобытного новаторского искусства, он намного опередил своё время. Музыкальный язык Мусоргского отличается столь радикальной новизной, что многие его находки были восприняты и развиты только в 20 веке.

Во всех своих проявлениях композитор стремился к самобытному, истинно национальному стилю, для которого характерны опора на русское крестьянское искусство, создание соответствующих духу этого искусства оригинальных форм драматургии, мелодии, голосоведения, гармонии и т.д. Таковы многомерная «полифоническая» драматургия его опер, его свободно вариантные формы, а также его мелодика - естественно «творимая говором», то есть вырастающая из характерных интонаций русской речи. Мусоргский глубоко осознал  особенности русской народной песни и, почти не пользуясь подлинными народными мотивами, создал подлинно русскую, народную музыку.

Эстетические воззрения Мусоргского неразрывно связаны с расцветом национального самосознания в эпоху 60-х годов 19 века. В центре его творчества - народ как «личность, одушевленная единою идеею», важнейшие события русской истории. Но в сюжетах из истории он искал ответа, в первую очередь, на современные вопросы. «Прошедшее в настоящем - вот моя задача» - говорил он.

«Постижение истории, глубокое восприятие бесчисленных оттенков народного духа, настроения, ума и глупости, силы и слабости, трагизма и юмора - все это беспримерно у Мусоргского», - отмечал впоследствии В.В. Стасов.

М.П. Мусоргский горячо отрицал формулу "искусство для искусства". Композитор ставил своею целью воплощение «тончайших черт природы человека», создание реалистичных и правдивых психологических музыкальных портретов.

"Искусство есть средство для беседы с людьми, а не цель", говорил он в автобиографии. "Жизнь, где бы она ни сказалась, правда, как бы ни была солона, смелая искренняя речь к людям в упор - вот моя закваска, вот чего хочу, и в чем боялся бы промахнуться", - писал Модест Петрович в письме к В. Стасову в 1876 году.

Наиболее полно талант композитора раскрылся в операх. Монументальные новаторские музыкальные драмы "Борис Годунов" (по А. С. Пушкину) и "Хованщина" - вершины его творчества. Гениальный мастер музыкальных характеристик, Мусоргский создал живые, сочные образы людей разных сословий, показав человеческую личность во всем многообразии и сложности ее духовного мира. 

Психологическая глубина и высокий драматизм сочетаются в операх Мусоргского с богатством музыкально-выразительных средств. Главную силу вокального стиля Мусоргского составляет простая, правдивая, живая, выразительная декламация, вытекающая из естественной интонации речи и потому совершенно неотделимая от текста.

В этом смысле Мусоргский подхватил эстафету из рук своего великого учителя музыкальной правды, как он называл Даргомыжского. "Моя музыка, - говорил композитор, - должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее". Он задумал превратить в оперу комедию Гоголя "Женитьба", не изменяя в ней ни единого слова, ни единой фразы. Мусоргский хотел "сказать музыкально так, что иначе не скажешь, и сказать так, как хотят говорить гоголевские действующие лица".

Стремясь житейскую прозу "изложить музыкальной же прозой", Мусоргский в своей "Женитьбе", по словам Даргомыжского, немного далеко хватил. Музыкальные интонации оказалиь настолько близкими к разговорным, что терялось ощущение музыки. И композитор, написав один акт, оставил "Женитьбу" неоконченной.

Но этот опыт не прошел даром. "Работая над говором человеческим, - говорил Мусоргский, - я добрел до мелодии, творимый этим говором."

Композитор этого достиг не только в операх, но и в сольной вокальной музыке - песнях на сюжеты из крестьянской жизни, драматических балладах, сатирических зарисовках. Это прежде всего такие шедевры, как "Калистрат", "Колыбельная Ерёмушки", "Забытый", "Полководец", "Семинарист", "Раёк", "Спесь", "Классик", "Песня о блохе" и другие. К лучшим сочинениям Мусоргского относится также вокальный цикл "Детская".

Наряду с вокальной музыкой Мусоргский не забывал и об инструментальной. В 1867 он начал сочинять оркестровую фантазию "Иванова ночь на Лысой горе" на сюжет народных преданий. «Ночь на Лысой горе» - одно из четырех небольших произведений для оркестра, оставленных Мусоргским.  Среди его фортепианной музыки можно отметить ряд пьес "детской тематики": "Воспоминание детства", "Няня и я", "Первое наказание", "Шалунья"; а также гениальный цикл "Картинки с выставки".

Музыкальный язык Мусоргского, во многом предвосхитивший новую эпоху, оказал громадное влияние на композиторов XX века. Отношение к музыкальной ткани как к выразительному расширению человеческой речи и колористическая природа её гармонического языка сыграла важную роль в формировании «импрессионистического» стиля К.Дебюсси и М.Равеля (по их собственному признанию!), стиль, драматургия и образность Мусоргского очень сильно повлияли на творчество Л.Яначка, И.Стравинского, Д.Шостаковича (характерно, что все они — композиторы славянской культуры), А.Берга (драматургия его оперы «Воццек» по принципу «сцена-фрагмент» очень близка к «Борису Годунову»), О.Мессиана и многих других.

Творчество Мусоргского и его музыкальные принципы получили в XX веке всеобщее признание. «Мусоргский  опередил свое время и, фигурально выражаясь, кое в чем оказался … композитором  ХХ века. Поэтому-то его принимают как мастера  музыканты нашего столетия» - писал Ю.Н. Холопов. И сегодня программы крупнейших театров и концертных залов мира украшают произведения этого гения русской музыки.

Использованная литература

  1. Асафьев Б., Избр. труды, т. 3, М., 1954;
  2. Орлова А., Труды и дни М. П. Мусоргского. Летопись жизни и творчества, М., 1963: лит.;
  3. Стасов В., Собрание статей о Мусоргском и его произведениях, М. - П., 1922;
  4. Тарасов Л. Музыка в семье муз. Л., 1985
  5. Туманина Н., М. П. Мусоргский, М. - Л., 1939;
  6. Холопов Ю., Мусоргский как композитор ХХ века. В сб. статей "М.П. Мусоргский и музыка XX века". М., 1990 г. С. 65-92
  7. Хубов Г., Мусоргский, М., 1969.
Полезные ссылки
  1. О жизни и творчестве М.П. Мусоргского. Статья на википедии
  2. Записи в формате mp3, ноты и фотоальбом. Сайт, посвященный Мусоргскому.
  3. "Молодой Мусоргский" радиоспектакль
  4. "Мусоргский" фильм 1950 г.