Лядов Анатолий Константинович

Страна: 
Россия
Годы жизни: 
1855-1914

«В искусстве – спасение и ответы на все вопросы».

А.К. Лядов

Анатолий Константинович Лядов принадлежит к числу выдающихся русских композиторов рубежа 19-20 веков, учеников и единомышленников Римского-Корсакова. Для его творческого формирования имели решающее значение завязавшиеся еще с юности дружеские связи с композиторами – членами «Могучей кучки».

Вот что писал Мусоргский о первой встрече с Лядовым: "...Появился новый, несомненный, оригинальный и русский юный талант..." От своих старших товарищей Анатолий Константинович унаследовал любовь к народному творчеству. Его привлекали удивительная чистота и поэтичность народного искусства, богатство народной фантазии.

Лядов не считал себя новатором в искусстве, не обладал характером лидера, не претендовал на всенародную славу. Он хотел только радовать музыкой своих близких. В одном из его писем есть такие строки: «...представилось мне: ну что, если умрут те, которых я люблю или которые меня любят? Ну для чего я тогда буду сочинять? К чему тогда слава?» Возможно, это и есть внутреннее, истинное обоснование камерности его творчества.

«Не переоценивая самого себя, Лядов скромно отвел себе область миниатюры — фортепианной и оркестровой — и работал над ней с большой любовью и тщательностью ремесленника и со вкусом первоклассного художника-ювелира и мастера стиля» - писал Асафьев.

Основным его желанием было «так сделать музыку, чтобы каждый такт радовал». Видимо, поэтому композитор сочинял медленно и немногочисленно, любил оттачивать делали, долго вынашивал свои замыслы, не записывая их.

Порою композитор корил себя за медлительность, но преподавательская работа, дирижирование оркестром отнимали много сил и времени, и вынуждали отказываться от некоторых предложений. Вот достаточно показательный пример: Задумав постановку балета «Жар-птица» по мотивам старинных русских сказок, Дягилев заказал музыку Лядову. Однако Лядов, привыкший работать над оркестровыми миниатюрами долго и кропотливо, не справился с работой в срок, и сюжет пришлось передать И.Ф.Стравинскому.

Анатолий Константинович был прекрасным пианистом, хотя и не считал себя виртуозом и не занимался публичной концертной деятельностью. Все современники, слышавшие его игру, отмечали изящную, утонченно-камерную манеру исполнения.

Редкая одаренность Лядова проявлялась не только в его музыкальном таланте, но и в прекрасных способностях к рисованию, поэтическому творчеству, о чем свидетельствуют многие сохранившиеся остроумные стихотворения и полные юмора рисунки композитора.

С конца 90-х гг. Лядов с увлечением занимается обработкой народных песен, собранных экспедициями Географического общества. Он создал свыше 200 обработок народных песен для голоса с фортепиано и других исполнительских составов (мужские и женские, смешанные хоры, вокальные квартеты, женский голос с оркестром). Следуя традициям Балакирева и Римского-Корсакова, Лядов широко пользуется приемами подголосочной полифонии. И в этой форме музыкального творчества проявляется типичная лядовская черта - камерность (он использует минимальное количество голосов, которые образуют легкую прозрачную ткань). "Мог ли Лядов лучше засвидетельствовать свой русский дух, чем в своих обработках русских песен?" - писал известный музыкальный критик и друг композитора Я. Витол.

В симфонических произведениях Лядова сложились принципы камерного симфонизма – одного из характерных явлений в симфонической музыке ХХ века. Инструментовка Лядова  характеризуется прозрачностью и тембровым контрастом, тонкой детальной проработкой фактуры и активным использованием чистых тембров, как солирующих инструментов, так и целых оркестровых групп. Все это роднит его симфоническое творчество с творчеством Дебюсси и Равеля, испытавших, в свою очередь, сильное влияние самых ярких из представителей «Могучей кучки»: Мусоргского, Бородина и Римского-Корсакова.

В 1907 в Париже в "Гранд-Опера" прошла серия Исторических русских концертов. Исполнение сюиты «Восемь русских народных песен» для симфонического оркестра А. К. Лядова было принято парижской публикой с восторгом. Восхищенный Морис Равель писал в «Фигаро», что писать музыку нужно учиться у русских.

Блестящим подтверждением композиторского мастерства Лядова являются и его знаменитые программные миниатюры - "Баба-Яга", "Волшебное озеро", "Кикимора". Творчество А.К. Лядова невелико по объёму, но и трех его оркестровых миниатюр по мотивам русских сказок оказалось достаточно, чтобы прославить его имя на весь мир.

Литература:

  1. Ан. К. Лядов. I. Жизнь. II. Портрет. III. Творчество. IV.Из писем. Коллективная монография. СПб., 1916
  2. Асафьев Б.В. Избранные труды Т.2. - М., 1954. - 384 с.
  3. Асафьев Б.В. Русская музыка от начала XIX столетия - М.-Л., 1968.
  4. Михайлов М. А.К. Лядов. Очерк жизни и творчества. Л., 1985
  5. «Непознанный А. К. Лядов» , ред.-сост. Т. А. Зайцева. - М., 2009.
Что рассказать из биографии
Театральное детство

Мать Лядова умерла очень рано и мальчик остался с отцом - капельмейстером Мариинского театра. Постоянно занятый по службе, отец нередко брал и маленького Анатолия с собой в театр.  Артисты и музыканты с большим уважением относились к его отцу, и мальчик очень скоро стал всеобщим любимцем труппы.

Он видел всю театральную жизнь изнутри - репетиции, подготовка декораций, овации публики и богемные вечеринки по случаю удачных премьер, встречи с интересными и талантливыми людьми... Все это, конечно, исподволь формировало его музыкальный талант и художественный вкус. Но суматошная артистическая жизнь имела и оборотную сторону. Нормального систематического образования - он не получил. И долгое время писал со множеством грамматических ошибок.

Справедливости ради нужно отметить, что, осознав этот свой недостаток, он, уже будучи взрослым человеком, всерьез занялся изучением русского языка. И через некоторое время ошибки полностью исчезли из его писем, многие из которых теперь считаются образцом эпистолярного жанра.

Из консерватории - выгнать!

Поступив в Санкт-Петербургскую консерваторию, Лядов оказался на особом счету.

Во-первых, конечно же, все профессора отмечали его незаурядный талант. Во-вторых, ему была назначена стипендия, которую учредили артисты Мариинского театра с благодарностью и в память об его отце. Но все это не помешало ему приобрести славу .... крайне нерадивого студента. Настолько нерадивого, что даже Н.А.Римский-Корсаков, бывший его преподавателем по композиции, был вынужден ходатайствовать о его отчислении. Правда потом, Лядова восстановили, и он все же закончил консерваторский курс.

Впоследствии, когда он сам стал преподавать в консерватории, Анатолий Константинович очень страдал, видя нерадивое отношение студентов к своим занятиям. По иронии судьбы теперь, когда он оказался в роли недовольного профессора, одним из его строптивых учеников оказался не кто иной - как С.С. Прокофьев...

Кумиры и разочарованья

После выхода в свет романа  "Анна Каренина", как и многие молодые люди его поколения, Лядов стал ярым поклонником Льва Толстого. Он отрастил бороду, летом в Полыновке одевался в простонародную одежду, водил дружбу с крестьянами, и вместе с ними участвовал в полевых работах.

Но этот период продолжался относительно недолго. К концу жизни Лядов окончательно разочаровался в философии Толстого, и считал, что искусство самоценно, и не должно служить никаким политическим, демократическим и прочим интересам.

Творческие и практические задания
Рисунки Лядова

Рисовал Ан. К. Лядов на обрывках бумаги для своих детей, для выставки, которая устраивалась ими на стене и всегда для кого-нибудь.

Сохранились несколько альбомов, датированных 1903 годом. Все рисунки – карандашные, с текстом, многие представляют собой карикатуру на лиц разных профессий. Но юмор его не злобивый. Современник Лядова С.М. Городецкий называл его юмористом обаятельным: Едва ли не про каждого из своих уродцев Ан.К., высмеяв его, мог сказать: «ведь он такой милый».

В школьных монографических уроках знакомство с творчеством композитора нередко начинается по шаблону - с представления его портрета. Уставший человек средних лет, с печатью философского отношения к жизни во взгляде, нередко воспринимается юными максималистами скептически - ну вот, еще один скучный дядька! Но если начать с его рисунков, то такого точно не случится!

Продемонстрируйте ребятам несколько рисунков не называя ни имени, ни возраста, ни даже повода - почему  это сегодняшний урок вдруг начинается с этих забавных рожиц.... Пусть ученики сами выскажут предположения о  том, кто может быть их автором, каков его возраст, характер, чем он занимается. Среди этих предположений наверняка будут мнения о том, что это детские рисунки, или что человек, который их рисовал, обладает большим чувством юмора. И действительно, в "Музыкальной табакерке" или, например, "Кикиморе" хорошо слышны и детская непосредственность и лукавый юмор... И заметить эти черты в музыкальном языке композитора школьникам будет значительно легче после знакомства с лядовскими рисунками. А уж потом и на портрет самого Анатолия Константиновича они посмотрят совсем другими глазами.

Полезные ссылки
  1. Литературная беседа о музыкальных образах А.К.Лядова ("Музыкальная табакерка", "Волшебное озеро", "Баба-яга", "Кикимора") музыкальная радиопередача.
  2. Эссе А.Верта о творчестве и последних днях жизни А.К.Лядова. Художественная проза
Материал по теме: 

Баба-яга

Картинка к русским народным сказкам А.К.Лядова

для 3-6 кл.

Колыбельная (У кота, кота)

из цикла "Детские песни" Музыка А.Лядова, слова народные

Одноголосная песня с аккомпанементом.
Варианты нотного текста
в транспорте на полтона, тон ниже.

для 1-2 кл.