Чюрлёнис Микалоюс Константинас

Страна: 
Литва
Годы жизни: 
1875-1911

«Нет рубежей между искусствами,
музыка объединяет в себе поэзию и живопись
и имеет свою архитектуру».

М. Чюрленис

Микалоюс Константинас Чюрлёнис – человек, сумевший сформулировать и воплотить в жизнь казавшуюся неосуществимой мечту художников русского Серебряного века – Синтез искусств. Чюрленис считал, что главная тенденция в развитии искусства связана с трансформацией отдельных видов искусства в нечто целостное и единое. Он мечтал о звучащей живописи и зримой музыке.  И он этого достиг.

Трудно не упомянуть имя этого литовского художника и композитора, говоря о связи различных видов искусства. Но еще труднее удержаться от превращения школьного урока в высокопарную "лекцию о прекрасном". Как избежать этой ошибки и не отнимать у детей возможность самим прочувствовать художественный стиль этого удивительного человека и самим докопаться до философского смысла его произведений? - Возможно, в этом вам поможет опыт  "Клуба любителей музыки" под руководством С.Л.Старобинского. Вот как его восьмиклассники знакомились с творчеством М.К.Чюрлёниса:

К открытому заседанию клуба готовились заранее: старшеклассники читали книги, смотрели репродукции картин, слушали музыку ... нам было необходимо самим разобраться в основных понятиях, в формах и жанрах, в которых работал Чюрленис.

В качестве объекта анализа мы выбрали картину «Фуга». Перед прослушиванием вспомнили, что нам известно об этой музыкальной форме.

Слово «фуга», как известно, на латинском языке означает "бег, бегство, быстрое течение". Фуга в музыке - это полифоническое произведение, в котором главная тема имитируется во всех голосах и сопровождается противосложениями. Для разнообразия тему часто излагают в зеркальном обращении, или в сжатом виде (стретта), наслаивая на конец темы в одном голосе ее начало в другом.

В процессе анализа ребята довольно легко определили центральный образ "Фуги" Чюрлениса, ее тему – ель, отметили, что в нижней части картины, она доминирует. В верхней части картины – они увидели  стретту и зеркальное отражение темы...

И вот настал день открытого заседания Клуба. В зале мы устроили выставку картин. Все началось с ее осмотра. Те из ребят, кто не принимал участия в подготовке, видели репродукции картин впервые. У многих лица были удивленные, недоумевающие, но у всех заинтересованные. К некоторым картинам возвращались по несколько раз. Обмен мнениями возник стихийно. Пора было начинать основную часть. Ее открыл президент нашего клуба Митя Швидковский. Но как! По плану он должен был рассказать о жизни и творчестве Чюрлениса. Например: «Микалоюс Константинас Чюрленис родился …» и  т.д. Митя этого не сделал. Готовясь к встрече, мы читали удивительные притчи Чюрлениса, ведь он был еще и писателем и поэтом – и прекрасным! И Митя рассказал притчу о великом художнике и композиторе, сочиненную им самим.

А потом зазвучала музыка! И мы увидели лес и море, картины словно ожили в музыке. Перед нами предстали живописные «Звездная соната», «Соната моря», «Прелюдия» и «Фуга».

Прозвучали и другие  музыкальные произведения Чюрлёниса. Ко многим в зале пришло понимание того, что специально  задуманный людьми искусства новаторский и оригинальный «синтез искусств», у Чюрлёниса родился самостоятельно. Он считал естественным построение живописного произведения как музыкальной композиции – сонаты, прелюдии, фуги.

Опять всех потянуло к картинам. Была масса споров и масса вопросов. Мы не замечали времени. Каждый хотел высказаться и каждый получил такую возможность. Фактически в тот день Клуб и родился по-настоящему.

Разговор о Чюрленисе не закончился этим заседанием клуба. Мы многократно возвращались к разговору о нем. Ребята пытались понять природу его индивидуального стиля, читали книги по искусству, листали энциклопедии.

Он – символист, предполагали одни, подтверждая свои выводы добытыми сведениями.

Символи́зм (фр. Symbolisme) — одно из крупнейших направлений в искусстве (в литературе, музыке и живописи), возникшее во Франции в 1870-80-х гг. и достигшее наибольшего развития на рубеже XIX и XX веков, прежде всего в самой Франции, Бельгии и России. Символисты радикально изменили не только различные виды искусства, но и само отношение к нему. Их экспериментаторский характер, стремление к новаторству, космополитизм и обширный диапазон влияний стали образцом для большинства современных направлений искусства. Символисты использовали символики, недосказанность, намеки, таинственность, загадочность. Всё «природное» расценивалось как «видимость», не имеющая самостоятельного художественного значения, но несущее особый, скрытый внутренний смысл.

Он – абстракционист, утверждали другие. И приводили свои доказательства.

Абстракциони́зм (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан. Абстракционизм - модернистское течение в искусстве 20 века, принципиально отказавшееся от изображения реальных предметов в живописи, скульптуре и графике. Произведения абстракционизма основаны исключительно на формальных элементах: линия, цветовое пятно, отвлеченная конфигурация.

Особое внимание приверженцы этой точки зрения обращали на то, что возникновение абстракционизма в живописи в начале 20 века, примерно совпадало со временем формирования индивидуального стиля Чюрлениса и было связано с отказом от изображения натуры и заменой ее внутренним психологическим сюжетом, настроением, выражаемым только характером линий, фигур, форм и цветом.

В полемике ребята именно с проблемой абстракции связали вопрос использования музыкальных элементов в живописи. Действительно, в европейском искусстве связи живописи с музыкой охватывают многие аспекты: от использования музыкальных наименований и наглядных импровизаций на темы музыкальных произведений до попыток воплощения “духа музыки” в живописи. Это свойственно и живописи Чюрлёниса. В литературе нашлись сведения о том, что разные аспекты связи с живописью сопровождали его с первых шагов в музыке. В названиях первых изобразительных работ отражается внешняя связь с музыкой и миром звуков (Симфония похорон, 1903, Шум леса, 1904), в зрелом творчестве - в живописных сонатах, прелюдах, фугах. Мы много говорили о том, что Чюрленис обладал уникальной способностью использования визуального аналога формы музыкального произведения в живописи.

При этом члены клуба неоднократно отмечали, что композитор Чюрленис гораздо более традиционен, нежели художник Чюрленис, а некоторые даже говорили о том, что смотреть картины художника под его же музыку и вовсе не следует. Особенно настаивал на этом Петя Дмитриев, говоривший о том, что под музыку Чюрлениса прекрасно смотрятся пейзажи импрессионистов, но никак ни его собственные картины. Споры иной раз затягивались на часы.

Постоянно возвращаясь к разговору о  Чюрленисе, мы поняли, что он создал удивительную систему, синтезирующую композиционные принципы музыки и живописи, исходя из соответствия: музыкальной динамики - интенсивности цвета, музыкального темпо-ритма – ритму линейно-пластическому, мелодии – линии, циклической музыкальной структуры – структуре произведения живописи.

В одном из разговоров я, помнится, отметил, что при жизни Чюрлёнисом восхищались многие, но тех, кто его действительно понимал, было мало. Пожалуй, - сказал кто-то из ребят - и в наше время дело обстоит также. Хотя и мы другие, и время другое.

- А что говорили современники Чюрлениса? (Это вопрос ко мне).

- Первыми большого мастера в нем увидели члены кружка А. Бенуа, будущие «мирискусники». Вот что говорил М.В. Добужинский: «Умение заглянуть в бесконечность пространства и вглубь веков делали Чюрлёниса художником чрезвычайно широким и глубоким, далеко шагнувшим за узкий круг национального искусства».

И еще одно высказывание мне представлялось важным донести до членов клуба:

- Эдуардас Межелайтис говорил, что Чюрленис — это все вместе: и музыка, и краски, и поэзия. Он жил там, где мы еще не скоро сможем жить, и у него было другое, чем у нас, ощущение пространства и времени. Он говорил, что Чюрленис обладал атавистической памятью человечества. Часто художника называют предтечей космической эры. «Он интуитивно предвидел приход новой космической эры. Он понял, что изменится взгляд человека на его собственную планету и на чужие планеты в бесконечных просторах Вселенной. Нет другого художника, который бы так реально, так осязаемо чувствовал романтику космоса» (Э. Межелайтис).

Многое объяснили нам слова самого Чюрлениса:

«Вселенная представляется мне большой симфонией; люди — как ноты», — писал художник. В гармоническом единстве соединяются у него живопись и музыка, музыка и поэзия.

Педагогам, также как и историкам, и искусствоведам совершенно необходимо  поместить творца в определенные рамки – эпохи, художественного стиля, школы и т.п. В противном случае, о художнике говорить намного сложнее. Вот и Чюрлениса все стараются «привязать» то к символистам, то к абстракционистам. Но Чюрленис был одним из тех новаторов искусства ХХ столетия, творчество которого невозможно вместить в узкие рамки какого-либо определенного художественного стиля или направления.

Вот что говорил Николай Рерих о Чюрленисе:

«Помню, с каким окаменелым скептицизмом четверть века назад во многих кругах были встречены произведения Чурлениса . Окаменелые сердца не могли быть тронуты ни торжественностью формы, ни гармонией возвышенно обдуманных тонов, ни прекрасною мыслью, которая напитывала каждое произведение этого истинного художника. Было в нем нечто поистине природно вдохновенное. Сразу Чурленис дал свой стиль, свою концепцию тонов и гармоническое соответствие построения. Это было его искусство. Была его сфера. Иначе он не мог и мыслить и творить. Он был не новатор, но новый. И пришла она будущая слава, эта легкокрылая гостья, не для того, чтобы только переночевать около произведений Чурлениса, но чтобы озарить его творения навсегда

ЛИТЕРАТУРА:

  • Ландсбергис В. Творчество Чюрлениса. Л., 1975.
  • Межелайтис Э. Мир Чюрлениса  – М.: Искусство, 1971. – 112 с. : ил.
  • Рерих Н. К. Чюрлёнис // Художники жизни. — М.: МЦР, 1993. – 88 с.
  • Розинер Ф. «Гимн Солнцу (М. К. Чюрлёнис)», монография. М: 1974.
  • Розинер, Ф. Искусство Чюрлениса / Феликс Розинер. – М., 1992
  • Чюрлените Я. Воспоминания о М. К. Чюрленисе – Вильнюс, 1975.
Полезные ссылки

М.К. Чюрленис на википедии.

Материал по теме: