Встреча весны

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.2 (5 оценок)
Вид связи искусств: 
народные традиции
Жанр: 
обряд
Стиль: 
фольклор
Страна: 
Россия
Класс: 
1
2
3
4

Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси  раньше отмечали не 1 января, а в марте – ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.

Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше – на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена – и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.

По Православному же календарю – это время Великого Поста, пора углубленной молитвы, духовного очищения, когда шумные игры и веселые песни неуместны. Крестьянки говорили: "Песни играть в эти дни грех, кликать же можно".

В весенних закличках - веснянках - обращались к самой весне и верным ее спутникам – перелетным птицам. Нередко при этом обращались и к Богу, Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать». Такие заклички чаще звучали в Южных и Западных губерниях России, в Украине, Белоруссии. В Поволжье больше бытовали заклички, обращенные к птицам – куликам, жаворонкам, грачам – часто со звукоподражаниями: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль", или перечислениями разных перелетных  птиц, возвращающихся весною в родные края.

Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. В южнорусских губерниях их иногда пели в такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом. Нередко заканчивались заклички высокими, сильными и призывными звуками: “гуканьем” и “аканьем”, далеко разносившимися по окрестностям. Выкликнув очередной куплет  – прислушивались, дожидаясь эха. Это был знак того, что природа услышала и отозвалась.

Зазывать весну начинали уже с первых чисел марта. Почти каждый день отмечали все новые и новые ее приметы: потемневший снег, капель,  первые проталины… Особый весенний праздник отмечался – 14 марта. В этот день по древнему обычаю детям делали свистульки, и ребятишки, подражая голосам птиц, приманивали своим свистом весну, навораживали счастливый год, богатый урожай. Отсюда и традиционное название праздника – Весновка-свистунья. В языческие времена у славян даже был такой бог – Посвист, призывающий на землю Весну.

Основная же встреча Весны праздновалась в день весеннего равноденствия – 22 марта. По Церковному календарю на этот день приходится праздник «Сорок мучеников». В Поучении Мономаха детям сказано: «На сорок мучеников птицы небесные из рая идут». Именно к этому дню ожидали прилет жаворонков. Считали, что с этого дня новый год полностью входит в свои права. В ночь на 22 марта матери не давали детям спать, заманивая их слушать тишину, ожидая особого звука, разносящегося в мире в тот момент, когда «год ломается».

Заговорные зачины, образы-закрепы («…запирала ворота ключиком-замочком») по поверьям придавали веснянкам особую магическую силу. Сопровождались они и определенными обрядовыми  действиями. Хозяйки пекли из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями, вставляли глазки из коринки, черемухи, изюма. И называлась эта выпечка “грачами”, “жаворонками”, “птюшками”, “чувильками”. Причем «подходить» тесто ставили на солнце, чтобы бог Ярило вошел в него. Внутрь каждой печенинки прятали льняное или конопляное семя. Печенье раздавали детям со словами «Жаворонки прилетели, на головку детям сели», тем самым благословляя их. Накричавшись (говорить закличку нужно было громко, чтобы весна услышала), наигравшись с “жавороночками”, ребята засовывали их под застрехи в сараях, под крыши домов, прикрепляли к веткам деревьев. Оставшееся печенье съедали и скармливали его скоту, или крошили, разбрасывая на все четыре стороны на корм птицам.

Пекли и пирожки из овсяной муки – овсянички. Да и птичка такая живет в русских лесах – овсянка. Если прислушаться к ее песенке, то можно услышать звуки, схожие по ритму и тону со словами «Покинь сани! Покинь сани!». И действительно, все с нетерпением ждали возможности пересесть с зимних саней на телеги, чтобы ехать в поле: пахать, боронить, сеять.

На «Сороки» ещё пекли из ржаной или овсяной муки 40 шариков-колобков, а затем каждый последующий день выбрасывали по одному шарику, загадывая желание, как правило, в стихотворной форме. В Московской Руси существовал еще один обычай: ученики приносили в этот день 40 бубликов своему учителю.

В каждой области были  свои излюбленные темы для веснянок. На Северо-западе и в Среднем Поволжье просили весну прийти с радостью, милостью, хлебом и льном. На Юге к весне обращались с вопросом, на чем она пришла, и давали за нее ответ: на кобыле вороне; на кнутике - на хомутике; на овсяном (ржаном) снопе; на пшеничном пироге. В Орловской и Смоленской губерниях у весны спрашивали, что она принесла, и пели в ответ: девушкам - платочек, качели; хлопцам - коня, соху; молодочкам - вышитый чепчик, серп ("жито жать"), сыночка; мужикам - плуг ("поле орати"); бабушкам - кудель (прясть); дедам - палочку; детям - пасхальное яичко, гулянье и т.д.

В Курской губернии девушки обращались к "пташечке-полеташечке", ("пчелочке ярой") с просьбой прилететь, принести ключи, замкнуть зиму и отомкнуть лето. В южнорусских губерниях такой птицей часто назывался кулик. В Поволжье дети и взрослые обращались к жаворонкам с просьбой, чтобы они прилетели и принесли "весну красную", "красно солнышко", "тепло гнездышко", "хлеб вольный" или "добрый", "теплое лето", а унесли холодную зиму, которая надоела, так как "весь хлеб поела", изорвала всю одежду, отморозила руки и ноги, перепряла всю кудель и т.п. Их молили принести из-за моря здоровье, травы, лепешек, горшок каши, мешок денег. За это обещали награду, например, пирожок.

Памятка педагогу.

Коротенькие, максимально простые и удобные, Веснянки предоставляют учителю музыки бесценный интонационный материал. Их можно петь в полуречевой манере, благо сам жанр это предполагает. Более того, весеннюю закличку не грех и прокричать. Особенно если выйти на улицу, и не переживать по поводу временного выпадения из академической манеры пения.

Но многие веснянки хорошо звучат и в классической манере и прекрасно «работают» на вокальное развитие классного хора. Компактный диапазон, повторяющиеся мотивы делают их очень наглядными и для целей освоения нотной грамоты. Единственное ограничение, о котором нельзя забывать касается времени исполнения – веснянки должны звучать все-таки  весной… Несколько слов о том, какие обряды сопровождали пение веснянок, тогда будут очень кстати. А печенье в виде жаворонков, испеченное кем-то из родителей, запомнится надолго и, безусловно, добавит «вкуса» музыкальному восприятию.

Обязательно нужно сделать временной акцент в том случае, если на день урока музыки попадает какой-либо весенний праздник – Весновка или Сороки. Формулировка: «Сегодня по традиции нужно делать то-то и то-то…» очень действенна и вызывает неподдельное чувство причастности к народным традициям.

Также как и любые календарные песни, веснянки можно петь ежегодно. Начав с простеньких 2-х, 3-х звучных попевок, можно и нужно с каждым годом обращаться ко все более сложным примерам обрядовых мелодий: со сложными и переменными размерами и ладами, двухголосием.

Еще одно предостережение необходимо сделать в отношении использования веснянок при  изучении нотной грамоты. Нельзя забывать, что классическая нотная запись не всегда адекватно передает глиссандирование, гукание, и другие специфически фольклорные способы звукоизвлечения. В некоторых архаических напевах, кажущаяся простота – это оборотная сторона условности нотирования. На таких примерах изучать нотную грамоту нежелательно.

По материалам книги В.М.Петрова, Г.Н. Гришиной, Л.Д. Коротковой "Весенние праздники, игры и забавы для детей". - М., - 2001. и сайта Славия

Материалы по теме: 

Ау, ау, аукаем

Русская народная песня (веснянка)

1-голосие  a capella,
или в сопровождении детских инструментов.
Трихордовые мотивы.
Задания по муз.грамоте, интонационный анализ

для 1-3 кл.

Весна идет

русская народная песня (веснянка)

1-голосие a capella,
или в сопровождении детских музыкальных инструментов
творческие и аналитические задания

Для 1-2 кл.

Кулик из-за моря

русская народная закличка (веснянка)

1-голосие a capella,
или в сопровождении детских музыкальных инструментов
творческие и аналитические задания

для 1-2 кл.