Репка

Рейтинг: 
Средняя оценка: 3.7 (6 оценок)
Вид связи искусств: 
основа для сочинительства и импровизаций
Жанр: 
сказка
Стиль: 
фольклор
Страна: 
Россия
Класс: 
1
2

Посадил дед репку:
— Расти, расти, репка, и сладкá, и крепкá!
Выросла репка и сладкá, и крепкá.
Выросла репка большая-пребольшая.

Хотел дед сорвать репку:
тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала внучка Жучку.

Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала Жучка кошку.

Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка за кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за внучку,
Внучка за бабку,
Бабка за дедку,
Дедка за репку —
Тянут-потянут — … вытянули репку!

Красочно оформленный текст "Репки" можно найти в книжках сказок для самых маленьких. Эти шедевры народной мудрости родители читают в раннем детстве каждому ребенку. И большинство детей их помнят наизусть. Ценное качество для музыкальных импровизаций! Ведь в данном случае не нужно тратить время на запоминание текста. Веками отточенные фразы при этом лаконичны, предельно выразительны, и, что самое важное, пронизаны внутренним ритмом. Они сами так и просятся стать ритмом музыкальным, озвученной музыкальной интонацией.

Как превратить "Репку" в мини-оперу, мюзикл или балет - несложно придумать вместе с учениками. Уместными будут вкрапления народных закличек, потешек; жнивных, хороводных, игровых песен.

Один из возможных подходов предложила В.Яновская - в виде музыкально-ритмической игры, где дети сами додумывают характерные черты персонажей и пробуют выразить их в звучании детских музыкальных инструментов.

«Методика и техника игры заключается в инсценировке известной сказки, но без слов - через музыку, движения, танец. При этом тщательно воссоздаётся весь сказочный сюжет и связанные с ним действия. Выход Деда: старенький, хватается за спину, берёт мешок, несёт в огород, рыхлит почву, сажает семечко, закапывает, поливает... Вырастает Репка (девочка или мальчик медленно встаёт и поднимает руки вверх)... Дед тянет Репку, потом зовёт Бабку. Та выходит степенно, величаво или, наоборот - сердито, помогает Деду и т.д.  Характер музыки и детские представления о героях сказки подскажут школьникам нужные движения. Сначала один из учеников расска­зывает русскую народную сказку "Репка", а затем класс коллективно обсуждает музыкальный образ каждого персонажа и выбирает музы­кальные инструменты для "озвучивания" шагов Дедушки, Бабушки, Внучки, Жучки, Кошки и Мышки.

Шесть учеников (по количеству персонажей сказки) сочиняют ритмический рисунок их шагов на выбранном инструменте,
другие шесть учеников изображают героев сказки в мимике, жестах, движе­нии (шаги повторяют ритмический рисунок, который сочиняет первый ученик). "Сказочник" (учитель или ученик) рассказывает сказку, а уче­ники инсценируют.»

Использованная литература:
Кадобнова И, Усачёва В., Школяр Л. Занятия музыкой в 1 классе четырёхлетней начальной школы.// "Музыка в школе", №1, 1990.
Прикрепленные файлы: