Под грибом

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4 (1 голос)
Вид связи искусств: 
основа для сочинительства и импровизаций
Жанр: 
сказка
Автор: 
Сутеев Владимир
Век: 
XX
Класс: 
1
2
3

Как-то застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? - Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает.

А дождь идёт всё сильнее и сильнее…

Ползёт к грибу мокрая Бабочка:
— Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!
— Куда же я пущу тебя? — говорит муравей. — Я один тут кое-как уместился.
— Ничего! В тесноте, да не в обиде.
Пустил Муравей Бабочку под грибок.

А дождь ещё сильнее идёт…

Бежит мимо Мышка:
— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.
— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.
— Потеснитесь немножко!
Потеснились — пустили Мышку под грибок.

А дождь всё льёт и не перестаёт…

Мимо гриба Воробей скачет и плачет:
— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!
— Тут места нет.
— Подвиньтесь, пожалуйста!
— Ладно.
Подвинулись — нашлось Воробью место.

А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.
— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..
— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца — Лиса прибежала.
— Зайца не видели? — спрашивает.
— Не видели.
Подошла Лиса поближе, понюхала:
— Не тут ли он спрятался?
— Где ему тут спрятаться!
Махнула Лиса хвостом и ушла.

К тому времени дождик прошёл — солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!
— Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
— Эх, вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.

Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось.

А вы догадались?

На основе этой сказки можно предложить детям игру-импровизацию, в ходе которой познакомить их с целым рядом музыкальных понятий.

В зависимости от возраста, имеющегося учебного времени и задач конкретного урока, можно разыграть всю сказку целиком, или только часть, например, до появления Мышки, или Воробья, или Зайца.

Сначала текст сказки читается вслух "по ролям". Затем сказка разыгрывается. При этом детям предлагается импровизровать речитативы от лица ее героев. Речитативы можно исполнять в рамках заданного учителем звукоряда или свободно. Но в любом случае следует добиваться того, чтобы они были гибкими, передавали соответствующие интонации речи, и эмоции сказочных героев.

Педагог с помощью наводящих вопросов помогает ученикам по-возможности ярко и самобытно изобразить состояние каждого персонажа:

- Как можно озвучить мокрую, обессилевшую, ползущую, а не порхающую Бабочку? Как будет отличаться пение Мышки от пения Бабочки?

- Что сказано в сказке о Воробье ? - Что он "скачет и плачет" - Как это можно это отразить в речитативе? С помощью каких инструментов и приемов игры можно сделать его речитатив еще более выразительным?

- Самое волнующее событие - Погоня Лисы за Зайцем - какими музыкальными средствами можно изобразить каждого из этих двух героев, а также саму погоню?

Такая беседа поможет найти верные темп, регистр, штрихи и интонационные особенности партии каждого персонажа.

- А что сопровождало все события сказки?

Дети, скорее всего, сами сообразят, что на протяжении всего повествования - идет дождь, который также является своеобразным "действующим" лицом сказки. Предложите им подобрать соответствующие музыкальные инструменты для того, чтобы передать шум дождя. Также вместе можно  придумать лейтмотив "растущего гриба". Тогда в музыкальной композиции  будут чередоваться реплики героев и 2 лейтмотива. Тема "растущего гриба" и тема "дождя" могут прозвучать и одновременно, взаимодополняя друг друга по принципу образно-смысловой и интонационной полифонии.

Проанализируйте вместе с детьми: какая музыкальная форма у вас получилась?

Использованная литература:

Юдина Е.И., Сиренко В.М. Поурочно-методические разработки по музыке: 5 кл. - М., Владос, 2002, - 144 с., С. 35-40