Масляница

Рейтинг: 
Пока оценок нет
Вид связи искусств: 
народные традиции
Жанр: 
обряд
Стиль: 
фольклор
Страна: 
Россия
Класс: 
1
2
3
4
5

Нет такого праздника в России, который проходил бы так бурно и весело, как Масленица! Народ и по сей день верит, что, если хорошенько не отвести душу в этот период, потом целый год придется жить в несчастии, по-настоящему хлебнуть горя.  Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но Широкая Масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в стародавние времена.

Языческие корни

История возникновения Масленицы уходит своими корнями в глубокую древность. Масленица - славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота. С песнями и плясками провожали суровую, надоевшую зиму и встречали весну. Шумное веселье должно было помочь природе очнуться от ледяного сна и приблизить долгожданное весеннее обновление. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни.

Масленицу играли всем миром: старики и взрослые ходили друг к другу в гости, молодежь озорничала на посиделках и вечеринках, дети катались на санках, бересте, и даже вениках, и все – от  мала до велика – конечно, объедались блинами. Безудержное масленичное чревоугодие и веселье считались магическим предвестием будущего благополучия, процветания и успеха во всех деловых, домашних и хозяйственных начинаниях.

Масленица - это еще и семейный праздник. Весна ассоциируется с началом новой жизни, с продолжением рода. Поэтому раньше особо чтили и поздравляли молодых людей, вступивших в брак в прошлом году. И многие Масленичные обряды имеют прямое отношение к семейным и родственным связям. А кто не вступил в брак – тот пошел  против закона Божия. В некоторых украинских деревнях существует обычай наказывать каким-либо образом таких людей. На Масленицу холостякам к ногам привязывали особую колодку и заставляли ходить с такой меткой весь день.

Масленица - это целая неделя угощений и развлечений, а самое главное  - символическим обрядом славословия, кормления и сжигания самодельного чучела Зимы. Начало Масленицы колеблется от 3 февраля (т. е. 21 января по старому стилю) до 14 марта (1 марта по старому стилю).

Все дни Масленой недели имеют свои особые названия

Понедельник — Встреча. К первому дню праздника изготовляли чучело Масленицы, которое до поры хранилось где-нибудь в сарае. К этому дню устраивали горы, висячие качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями. Богатые люди начинали печь блины с понедельника, а бедные - с четверга или пятницы. Первый блин отдавали нищим или клали для умерших на окошко: «Честные наши родители, вот для вашей души блинок».

Опару для блинов стряпухи приготовляли с особыми обрядами. В некоторых местностях ее готовили из снега, на дворе, когда выйдет месяц. При этом приговаривали: «Месяц ты месяц, золотые твои рожки! Взглянь в окошко, подуй на опару» От этого блины становились белыми и рыхлыми.

В других деревнях вечером, когда появятся звезды, опару выходили готовить на речку, колодезь или озеро. Приготовление первой опары должно было содержаться в величайшей тайне от всех домашних и посторонних. Малейшая неосторожность стряпухи наводила на хозяйку тоску на всю масленицу.

В семьях, где не было свекра и свекрови, а молодые встречали первую масляницу, тещи приходили к зятьям учить своих дочек печь блины. В старину зятья и дочери приглашали заранее таких гостей поучить их уму-разуму. Это призвание считалось нашими прабабушками за великую честь; о нем говорили все соседи и родные. Званая теща обязана была прислать с вечера весь блинный комплект: таган, сковороды, половник и кадку, в которой ставят опару. Тесть присылал мешок муки и кадушку масла. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестьем и обидой, и поселяло вечную вражду между тещей и зятем.

Саму праздничную неделю открывали дети, произнося нараспев приветствие Масленице, зазывая ее к себе в гости:

Звал-позвал честной селянин широкую Масленицу к себе в гости во двор.
Душа ль ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости на широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.
Уж ты ль, моя масленица, красная краса, русая коса, тридцати братов сестра, сорока бабушек внучка, трехматерина дочка, неточка-ясочка, ты ж моя перепелочка!
Приезжай ко мне в тесовый дом душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться…

И после такой длинной зазывной речи одного из мальчишек все ребята сбегали со снежных горок и кричали «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Нередко встреча масленицы ознаменовывалась и кулачным боем мальчишек.

Вторник — Заигрыши. «Масленица ставит молодых на показ». Для развлечений молодежи «катальные» горки строили прямо во дворах. К соседям, у которых были дочки на выданьи, матушки посылали позываток с наказом «У нас-де горы готовы и блины напечены – просим жаловать. Позываток встречали с почетом и приветом, угощали вином и блинами и отпускали, прося «кланяться хозяину и хозяйке с детками и со всеми домочадцами; а деток своих пришлем к вечеру». Отказ всегда объявлялся условленным общим выражением: «у нас-де у самих состроены горы и прошены гости». Соседи толковали такие отказы по-своему: «Здесь начинается разлад и дочку прочат за другого».

Когда же  молодежь приходила по приглашению, то встречали гостей трижды - у ворот, у крыльца и у образной. А после нескольких угощений отпускали покататься на горы. Тут уж братцы и высматривали невест, а сестрицы поглядывали украдкой на суженых. Вообще, все масленичные забавы и потехи клонились, по сути дела, к сватовству, чтобы после великого поста играть на Красной горке свадьбу.

Где молодежь – там и веселье. Во вторник начинались безудержные и разудалые игры, забавы. Много пели, плясали, состязались в лазании по шесту, в кулачных боях. Были и особые обряды, связанные с этим днем. В некоторых селах носили по улицам в клетке на шесте живого петуха – птицу, посвященную солнцу. С горок скатывали горящие колеса, считая, что так укрепляют солнце.

Среда — Лакомка. «Блин не клин – живота не расколет». На Лакомку тещи принимали зятьев к блинам, а для забавы зятьев созывали всех родных. Считалось, что в Масленицу, а особенно на Лакомку, нужно есть столько, сколько душе угодно, или, как говорили в народе, "сколько раз собака хвостом махнет".

Насмешливый наш народ придумал несколько песен о заботливости тещи при угощении зятя. Эти песни поют с «разными фарсами»: наряженный медведь изображает, как теща про зятя блины пекла, как у тещи голова разболелась, как «зять-то удал теще спасибо сказал».

Четверг – Разгуляй, или широкий четверг.  В четверг Масленица набирала полную силу. Главное действо дня – взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и двумя воротами. Мальчишки делились на две ватаги: конников и пехоту. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его. Пехота была вооружена метлами и помельями. Когда конники прорывались в ледяные ворота, городок считался взятым, а победителя, первым вошедшего в городок, награждали… купанием в проруби. Поэтому и строили их прямо на льду реки – в непосредственной близости от проруби.

В Москве исстари гуляли на Москве-реке и на Неглинной, которая протекала около западной стены Кремля – напротив царских хором и дворцов. В Москве на Неглинной бывали очень сильные кулачные бои, в которых принимали участие московские купцы и даже чиновники.

Кулачные бои совершались тремя способами: бой один на один считался самым лучшим, затем практиковался бой – стенка на стенку и реже всего допускался бой сцеплялка-свалка. Обычно на затравку выходили дети и составляли предвестников сцеплялки. Взрослых парней подначивали старики, которые обещали тоже вступить в драку, но обещание обычно так и оставалось на словах.

Было время, когда наши бояре, собравшись повеселиться на Масленицу, свозили из разных городов бойцов для своей потехи. Бойцы казанские, тульские и калужские славились более других, выигрывали большие залоги и платились нередко за свою отвагу жизнью.

Пятница - Тёщины вечёрки. На тещины вечерки зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями. Приглашения бывали разные: почетные - когда теща со всей своей родней приглашалась к праздничному обеду, или простые - на ужин. Накануне  вечером зять должен был лично пригласить тещу, а утром прислать за ней специальных парадных "позываток". Чем больше оказывалось "званных", тем больше оказывалось теще почестей. Поэтому и говорили, что "у тещи зятек - любимый сынок".

Где-то с четверга, а где-то с пятницы по всей Руси катались масленичные поезда. Во главе процессии обычно двигались сани, в которых «ехало» соломенное чучело Масленицы. Но существовали и другие варианты. Например, в Саратовской губернии верхом на лошади возили Масляницу – деревянную куклу. В Переяславле-Залесском и Владимире по улицам возили мужика. Для поезда выбирали огромные сани, укрепляли по середине саней столб, на который привязывали колесо, а на него сажали мужика с вином и калачами. За этими санями тянулся поезд с народом, который пел, играл и веселился. В Зарайске возили дерево, украшенное лоскутами и бубенчиками, В Сибири Масленицу возили на нескольких санях, на которых устраивали для нее домик. В Архангельске возили по городу корабль, убранный разноцветными флагами и испещренный изображениями рыб, зверей и птиц, чучела и шкуры которых развешаны были  на его мачтах…

Суббота — Золовкины посиделки (золовка – сестра мужа). В субботу молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. Если золовки были еще не замужем, тогда она приглашала в гости и своих незамужних подруг. Если же сестры мужа были уже замужем, то невестка приглашала родню замужнюю и со всем поездом развозила гостей по золовкам.

Воскресенье — Прощёный день, или Целовальник. В этот день весело прощались с Масленицей, устраивая забавные «похороны», причем Масленица умирала с радостью, символизируя смерть зимы и рождение новолетия. Провожали Масленицу тоже с песнями, то жалея о расставаньи с веселыми денечками, то обзывая ее всякими прозвищами и прогоняя прочь. Чучело сжигали, а пепел развевали над полями — «на богатый урожай». Там где климат теплее – в некоторых украинских селах Масленицу топили в воде, спуская на старой телеге с горы прямо в реку.

Кроме того в этот день совершался древний обряд прощения всех обид, накопленных за год. Говорили так: «Прости меня, пожалуйста, если в чем виноват перед тобою». Затем целовались и низко кланялись. По старинному обычаю в семье просить прощения подходили сначала к старшему. Происходило это после ужина, перед сном. Дети кланялись своим родителям и тоже просили прощения.

В некоторых губерниях существовал обычай также выходить и на кладбище и просить прощения у покойников. С кладбища заходили к священнику – чтобы тоже попросить прощения.

Обряд этот соблюдался всюду – от самой убогой хижины до царского терема. В актах археографической комиссии от 1598 года сохранилось описание времен Бориса Годунова: «Митрополиты, архиепископы и епископы, благословиша Царя и прощение подаша ему и отъ него прощение купно получиша». По традиции в прощеное воскресенье к Государю приходил патриарх со всеми духовными чинами и по строгому канону перед воскресной литургией совершался обряд взаимного прощения между боярами, царем и духовенством.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого Поста — Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного. На следующей неделе справляли «тужилки по Масленице» пекли постные блины и очищались мёдом. Таким образом, Масленица сочетала в себе не только языческие, но и христианские идеи.

«…Свет ты наша Масляница,
дорогая неумытая,
где ты ночку ночевала ?
Под кустом на дорожке,
ехали скоморошки,
вырезали по пруточку,
сделали по гудочку:
вы гудочнички не гудите
и вы нашу масленицу не будите:
пора перестать
пить, есть да спать.
Пора перед Богом встать!»

Преддверье Великого поста

Еще при Иване Грозном в воскресенье после заутрени церковь совершала «действо страшного суда». На площади за алтарем Успенского собора устраивали места для Патриарха и Царя, приносили образ – икону с изображением страшного суда. Действо совершалось по особому уставу, читалось Евангелие и Патриарх кропил святой водою Государя и представителей духовных и светских властей. Перед выходом на действо рано утром Государь совершал обход тюрем и богаделен, там раздавал милостыню и освобождал некоторых узников. И затем в период Великого Поста существовала строгая очередность взаимных визитов высшей светской и духовной власти, обязательные посещения монастырей, раздача пожертвований и других душеспасительных деяний после масленичного разгула и буйства.

Некоторые исследователи полагают, что таким образом как бы реставрировался весь ход библейской истории – от Ветхого до Нового Завета. В котором  Масленица – это ветхозаветный Адам, Пасха – Христос, а Великий Пост – это дорога между ними. Сжигание сена или соломенного чучела, которым заканчивалась масленичная неделя, символизировала очистительный огонь страшного суда, в котором должно сгореть все ветхое и греховное, чтобы освободить путь для духовного очищения, обновления.

С этой точки зрения многие масленичные обычаи обнаруживают свой христианский прототип. Например, знаменитое катание с гор. Кататься со снежных и ледяных горок можно было ведь всю зиму, почему же именно масляничное катание становится каким-то особенным? В.Я.Пропп отмечает, что эта особенность связана с ролью, отводимой «новоженам», то есть тем молодым парам, которые живут в браке меньше года. Прежде чем спуститься с горы, молодая жена должна была в санках сесть на колени к мужу и несколько раз его поцеловать. Окружающие же сопровождали это дружными криками: «Еще, еще! Не подмажешь, не поедешь!» и только после достаточного количества прилюдных поцелуев отпускали санки вниз с горы. Сопоставляя данный обычай с миниатюрами в старинных рукописях, где изображены грешники, влекомые демонами под гору, Н.В. Понырко усматривает в этом образную реставрацию библейской истории первородного греха и символ грехопадения.

Эти же подробности важны для понимания смысла Масленичного поезда, в котором в первый день рядом с чучелом Масленицы усаживали самую красивую девушку – ведь Ева первой вкусила запретный плод. Сани с Масленицей тащили три парня. За этими санями тянулась длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. И только на второй день в сани впрягали коней, а «мужская половина» присоединялась к женской в санях рядом с Масленицей.

Если поместить в тот же ряд масленичное обжорство и кулачные бои – с увечьями и, нередко, гибелью некоторых участников, то картина масштабного грехопадения проступает очень реалистично. В книге Одерброна, изданной на латинском языке в Лейпциге в 1698 г. отмечаются эти, поразившие иностранного очевидца особенности национального веселья: «во всю масляницу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат и убийства, так что ужасно слышать о том всякому христианину. Во все время ничего более не слышно как: того-то убили, того-то бросили в воду…» Как яркий, только что прожитой опыт эта специфическая картина была крайне важна для религиозного осознания, глубокого покаяния и тем самым очищения во время Великого Поста. Недаром до сих пор в народе бытует поговорка: не согрешишь – не покаешься. Чтобы добро победило, совершенно необходимо и зло, –  иначе победа будет неубедительной.

Карнавальные черты

Фактически, Масленица была воспринята христианской церковью как религиозный праздник, но это совершенно не изменило ее внутренней сути. Согласно церковному календарю она получила название Сырной, или Сыропустной недели. По народному же календарю она попадала на границы двух месяцев – «Мясоеда» и «Мясопуста» – названия которых говорят сами за себя. Интересно, что и европейский карнавал, который по времени совпадал с нашей масленицей, переводится с латинского как «carnis-vale» = «мясо поедай».

И названиями такие параллели не исчерпываются. Нельзя не упомянуть об удовольствиях и развлечениях, которые пришли к нам из-за моря, почему русский народ долго их называл заморскими, например: Петрушки, комедии с паяцами, райки, карусели и шарманки. Начало этих увеселений относится к царствованию Алексея Михайловича, но главным насадителем иноземных забав на Руси был, конечно, Петр I.

При нем во время Масленицы начали строить балаганы и карусели и целые поезда маскированных ездили по московским улицам.  Когда еще Петр I жил в Москве, то он всегда в понедельник на масляничной неделе  приезжал на площадь Красных Ворот, качался с офицерами на качелях и тем самым открывал гулянье.

В  честь заключения Ништадтского мира на Масленицу 1722 г. Петр Великий дал невиданный доселе маскарад. Шествие открывал арлекин, ехавший на больших санях запряженных 6-ю лошадьми. В других санях ехал князь-папа Зотов, за ним многочисленная свита, замыкаемая шутом, который сидел в санях везомых 4-мя свиньями. Следом  начиналось шествие «флота»  – множество повозок, изготовленных в форме судов. Князь-кесарь Ромодановский занимал место в большой лодке, которую тащили два живых медведя. Сам Петр в костюме флотского капитана восседал на немыслимой по тем временам громаде – 88-пушечном корабле, являвшем собой точную копию (в натуральную величину!)  фрегата, спущенного в Петербурге на воду в марте 1721г. Императрица в костюме фрисландской крестьянки следовала за ним в золоченой гондоле. Затем двигались многочисленные придворные в костюмах древнегреческих и римских богов или масках зверей – героев басен Эзопа.

Процессия возобновлялась на следующий день, и только если шел снег, участники карнавального шествия перемещались во дворец кого-либо из вельмож, где веселье продолжалось балами, пиршествами и театральными дивертисментами. Этот 4-х дневный маскарад закончился великолепным фейерверком и запомнился надолго. Упомянутый выше обряд поморов из Архангельской губернии – когда вместо соломенного чучела вокруг села носили деревянный корабль, который потом и сжигали – очень похож на масленичное шествие 1722 г.. Было ли это данью географическому своеобразию поморского края, или явилось трансформацией Петровского карнавала – неизвестно.

Обставленные с царским размахом, масленичные забавы российских императоров становились частью российской истории. Так, для императрицы Анны Иоанновны вместо простонародного снежного городка Бироном был построен Ледяной дом (об этих событиях повествует одноименный роман Лажечникова). Был мороз 40 градусов и дом выстроили очень быстро. Постройка предназначалась для шутовской свадьбы. «Молодые» приехали к ледяному дому на живом слоне. За экипажем новобрачных ехали на оленях остяки, за ними новгородцы на паре козлов, малороссы на волах, чухонцы на ослах, татары на свиньях, камчадалы на собаках, за ними белорусы, зыряне и т.д. Всех до 150 костюмов разных племен.  (На маскарад были приглашены по паре представителей всех народностей, населявших Россию). Гостей встретили музыкой и посадили всех за стол, причем представителям каждой народности подали их национальное блюдо.

Императрица Екатерина II ознаменовала свое восхождение на трон  трехдневным масляничным маскарадом «Торжествующая Минерва». Количество его участников доходило до 4 тысяч, колесниц – до 250, некоторые из них везомы 12-ю, а другие – 24-мя волами. Распорядителями выступали профессиональные актеры, которые верхом на лошадях скакали из одного участка гигантской процессии к другому, чтобы обеспечить слаженность всего действа. (Среди них был и известный актер Волков, который во время маскарада сильно простудился и вскоре умер).

Вот как описывал Екатерининский маскарад очевидец – дворянин Андрей Болотов: «Процессия была превеликая и предлинная: в ней были многочисленные разного рода колесницы и повозки, отчасти на огромных санях, отчасти на колесах, с сидящими на них многими разнообразно одетыми и что-нибудь собой представляющими людьми, поющими приличные и для каждого персонажа нарочно сочиненные сатирические песни. Перед каждой такой раскрашенной и раззолоченной повозкой, запряженной множеством лошадей, шли особые хоры, иногда разного рода музыканты, масса разнообразно наряженных людей, поющих громогласно веселые и забавные особого рода стихотворения.

Целью этого маскарада было осмеяние всех обыкновеннейших между людьми пороков, а в особенности судей-взяточников, игроков,  мотов, пьяниц и распутников. Он должен был утверждать торжество наук и добродетели, почему и назван был  «торжествующей Минервою».

…Все это организовано было так хорошо, украшено так великолепно и богато, и все песни и стихотворения исполнялись такими приятными голосами, что не иначе как с крайним удовольствием на все это смотреть было можно».

Гуляли не только на улицах, но и в трактирах и специально построенных  к Масленице балаганах. Аристократия – во дворцах и театрах. В начале царствования Елизаветы Петровны Петербургские масляничные гулянья были переведены на Брумбергскую площадь, где в 1783 г. построили большой театр. 27 февраля 1810 г. в последний день Масленицы в нем был дан первый утренний спектакль, после чего они и вошли в моду. Кстати, впоследствии здание этого театра было подарено императором Александром III  Санкт-Петербургской консерватории…

В Зимнем дворце также гуляли на Масленицу. На придворные маскарады в Зимний дворец жителям Петербурга раздавалось до 20 000 билетов. В 1830 г. в придворных маскарадах на масляной неделе принимали участие А.С. Пушкин и И.А.Крылов. Крылов явился наряженным Талией, а Пушкин – Циклопом. Государю и Императрице он произнес такое стихотворение:

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда-б судьбы того хотели,
Когда-б имел я сто очей
То все бы сто на вас глядели.

Использованная литература:

Божерянов И.Н. Как праздновалъ и празднуетъ народъ русский Рождество Христово, Новый годъ, Крещение и Масляницу. Исторический очерк. Спб. 1884 г. 123 с.

Болотов А.Т. Жизнь и приключения Андрея Болотова: Описание самим им для своих потомков: в 3т., Т. 2: 1760-1771/Примеч. М.Жаткина, И Кравцова. – М: Терра 1993 – 544 с.

Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. Ленинград, 1984 г. 295 с.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М.: 2001. – 128 с.

Памятка педагогу.

О традициях масленичных гуляний на Руси ученикам можно рассказывать хоть каждый год. Благо каждое окончание зимы и приход весны дают для этого прекрасный повод.  Но самое лучшее – это, конечно, не рассказывать о празднике, а ПРАЗДНОВАТЬ его. Вместе с детьми водить хороводы и петь песни, угощаться блинами, строить снежные городки, устраивать символические побоища и валяться в снегу. И все это возможно. Особенно если среди родителей найдутся энтузиасты, которые помогут и с изготовлением реквизита, и с организацией и, конечно же, с масленичной кухней! А разнообразные обряды, описание которых представлено на нашем сайте, подскажут идеи как не повторяясь можно справить Масленицу и по-Саратовски, и по-Архангельски, а может и на императорский манер.

Но если такое полноценное проживание традиционных развлечений не получается, то разговоров «о том, как…» нужно не так уж и много.  Ровно столько, чтобы дети поняли значение слов в масленичных песнях и могли себе представить общий колорит этого яркого праздника.

Малыши с удовольствием слушают про блины и сожжение чучела. Ребятам постарше можно поведать о недельном цикле обрядов, сосредоточившись на том дне недели, на который приходится урок музыки. Формулировка: «Сегодня по традиции нужно делать то-то и то-то…» обладает поистине магической силой и вызывает неподдельное чувство причастности к вековым традициям.

В контексте знакомства с музыкой русских композиторов – Чайковского, Стравинского, Гаврилина можно обратить внимание на очевидные отличия городских масленичных гуляний от древнего сельского варианта.

Подросткам, безусловно, будет интересна тематика «заигрышей» и всех вытекающих из нее особенностей масленичных  молодежных игр. Старшеклассников может заинтересовать идея трансформации языческих традиций в христианские. Таким образом, для каждого возраста можно найти свой особенный акцент – не повторяясь и постепенно углубляя представление школьников об этом древнем празднике.

То же самое можно сказать и о масленичных песнях. Начав с простеньких 2-х, 3-х звучных попевок, можно и нужно с каждым годом обращаться ко все более сложным примерам обрядовых мелодий: со сложными и переменными размерами и ладами, двухголосием.

Немалый интерес представляют собой и специфически фольклорные вокальные  приемы: глиссандирование, гукание. Но их практически невозможно исполнить, оставаясь в рамках традиционного «классического» способа пения.

Вопреки весьма распространенному учительскому предрассудку, пение «белым» фольклорным звуком, не разрушает сформированные навыки академического звучания. Если, конечно, объяснить детям, что это разные манеры пения и каждая из них хороша по-своему. Ну и, конечно, если учитель сам в достаточной степени владеет и той, и другой манерой и стилистикой.   

Еще одно предостережение необходимо сделать в отношении использования материала масленичных песен при  изучении нотной грамоты. Нельзя забывать, что  фольклор – это устная традиция, и сама по себе она никогда не была предназначена для записи нотами. Поэтому способ разучивания «на слух» здесь предпочтительнее, чем какой-либо другой. А вот когда уже вдоволь напоемся и наиграемся, а еще лучше – спустя некоторое время – можно полюбопытствовать и о том, как это будет выглядеть в записи. Тем самым живое освоение и теоретическое осмысление будут разнесены во времени и не помешают одно другому.

Материалы по теме: 

Масленица-подлизуха

русская народная песня (масленичная)

1-голосие a capella,
или в сопровождении детских музыкальных инструментов
творческие и аналитические задания

для 1-3 кл.

А мы масленку дожидали

русская народная песня (масленичная)

1-голосие a capella
трихордовые мотивы, микролад
переменный размер
Исполняется в фольклорной манере

для 3-5 кл

Масленица-кривошейка

русская народная песня (масленичная)

1- или 2-х голосие
a capella

для 2-7 кл.

Масленица-плутовка

русская народная песня (масленичная)

1-голосие a capella
вариант с подоголоском для блоклейты
пентатоника
размер 7/4
аналитические задания

для 5-7 кл.