Баба-яга

Рейтинг: 
Средняя оценка: 2.5 (2 голоса)
Жанр: 
проза
Стиль: 
фольклор
Страна: 
Россия
Класс: 
1
2
3
4

Едва ли не в каждой русской народной сказке присутствует Баба-Яга -  персонаж малоприятный, но неистребимый. Он знаком нам с раннего детства. Кто из нас задумывался над тем, а зачем, собственно, она в сказке нужна? Для контраста – скажете вы. В сказках любого народа есть образы злодеев. А нельзя ли обойтись без них вовсе? Нельзя! В сказках, в этом средоточии народной мудрости, продумана каждая мелочь. И ни одна деталь не может быть там без надлежащего обоснования.

Так что же делает в наших любимых сказках ужасная Баба Яга? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, нужно проанализировать сам персонаж и все детали, которые нам о нём известны. Сделать это несложно, надо лишь внимательно прочитать несколько сказок.

В сказках обычно никаких портретов  нет. Вот, например, описание Василисы Премудрой из сказки «Царевна-лягушка» - «такая красавица, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать!» Но это все-таки не портрет. Вот образ Бабы-Яги зачастую описан подробнее, чем остальные персонажи. И портрет ее ужасен: костяная нога, большой кривой нос, упирающийся в потолок, зубы, лежащие на полке, горящие адским огнем глаза, и т.п. И все эти малосимпатичные подробности говорят о том, что она существо сверхъестественное и нашему миру не принадлежащее.

Давайте зададимся вопросом:  положительный это герой или отрицательный? Ну конечно, скажете вы, отрицательный. Верно. Но почему же она проявляет радушие по отношению к Ивану-царевичю? Почему она его кормит, обогревает, и спать кладет?  Думаете, что она преследует какую-нибудь коварную цель? Ничуть не бывало. Так в чем же дело?

Исследователи русских сказок считают, что в фольклорном сознании развитие жизни, течение её во времени представляется движением по замкнутому кругу, в котором нет ни начала, ни конца, с постоянно повторяющимися фазами. Поэтому в сознании древнего человека смерть никогда не воспринималась как конец или распад. Она мыслилась как неотвратимая фаза развития, через которую необходимо пройти, чтобы жизнь возродилась в новом улучшенном качестве.

Все тайны скрыты во мраке иного мира (в сказках его символизирует густой тёмный лес), поэтому люди, которые к нему уже близко подошли (старики, особенно живущие рядом с лесом), владеют тайными знаниями. Их советы и подарки всегда очень ценны, они никогда ничего не говорят просто так, без причины. И Яга тоже входит в число этих старцев. Она не даёт злу победить и помогает доброй стороне всяческими советами. (Парадокс!)

Знакомство с Ягой обычно происходит в её доме или где-нибудь в лесу, недалеко от самой избушки. И это не случайно. Избушка Бабы Яги не просто так расположена на опушке леса, которая символизирует собой границу миров. Это значит, что сама Яга, живя на этой границе, выступает в роли некоего проводника между мирами. Находясь там, она поддерживает баланс между добром и злом. Немаловажным является и тот факт, что именно от неё Иван-царевич получает волшебное оружие, которым потом побеждает Кощея и прочую нечисть.

Вот такой Баба-Яга неоднозначный персонаж.

В творчестве русских композиторов образ Бабы-Яги тоже нашел свое отражение. Образ Бабы Яги воплощен в пьесе «Избушка на курьих ножках (Баба-Яга)» сюиты Модеста Мусоргского «Картинки с выставки».  В сборнике музыкальных пьес для фортепиано Петра Ильича Чайковского «Детский альбом» также есть пьеса «Баба Яга». Бабе-Яге посвящена симфоническая поэма одноимённого названия композитора Анатолия Константиновича Лядова.

Обратим внимание на то, что музыкальные характеристики этого образа  преимущественно «недобрые»: мелодии угловатые, скачкообразные; ритм жесткий; гармонический язык острый с  преобладанием диссонансов; динамика контрастная; темп быстрый.

Литература:
  1. Наши сказки. Книга первая. Сост. М.Боголюбская и А. Табенкина. М., 1973
  2. Селиванова С.И. Русский фольклор. Основные жанры и персонажи. М., 2008.

Полезные ссылки:

1. Материал о Бабе-яге на википедии

Материалы по теме: 

Баба-яга

из "Детского альбома" П.И. Чайковского

для 1-4 кл.

Избушка на курьих ножках (Баба-яга)

Пьеса из фортепианной сюиты М.П. Мусоргского "Картинки с выставки"

для 3-6 кл.

Манечка и Баба-Яга

русская народная сказка

Основа для вокальных и инструментальных импровизаций

для 1-3 кл.